Новые правила упростят доступ к ярмарочному прилавку производителей продуктов, а не посредников и перекупщиков. Необходимо, чтобы они гарантированно получали возможность торговать на ярмарках "с соблюдением простых требований, минимально необходимых для обеспечения безопасности потребителей", говорится в сопроводительной информации к документу на портале проектов нормативных правовых актов. Документ сейчас находится в стадии разработки.
Проблема действительно существует. "Мест для всех желающих не хватает. Предприниматели жалуются на частые технические сбои при регистрации на участие в ярмарках через электронную площадку, - перечисляет проблемы замглавы регионального отделения "Опоры России" Сергей Селиверстов. - Несмотря на то что формально места на ярмарках бесплатные, фактически мы сталкиваемся с ситуацией, когда перекупщики "бронируют" места под себя, а потом перепродают право пользоваться ими фермерам за баснословные деньги".
По данным Росстата, сегодня ярмарки занимают долю в 7 процентов в розничной торговле. Наибольшее количество мест на них, почти 70 процентов, занимает малый бизнес. Но до сих пор почти треть участников ярмарок - это крупные игроки, посредники и другие представители бизнеса, серьезно удлиняющие путь товара от производителя до покупателя. И, соответственно, увеличивающие цену.
Минпромторг предлагает уточнить законопроектом действующие в настоящее время основы правового регулирования организации и функционирования ярмарок в России, правовой статус участников ярмарок и гарантий их деятельности. Также предлагается разграничить понятия ярмарки и розничного рынка. Уточнен будет и ряд других понятий: организатора ярмарки, участников ярмарки, торговых мест, ярмарочной площадки. В результате станет понятнее, кто имеет право торговать на таких площадях.
Минпромторг предлагает уточнить полномочия местных властей относительно регулирования ярмарок.
Также необходимо упрощение процедур организации ярмарок союзами и ассоциациями товаропроизводителей, а также организациями потребительской кооперации.
"Планируется закрепить в федеральном законе обязанность органов местного самоуправления предоставлять ярмарочные площадки, а при наличии споров о времени и месте организации ярмарки - проводить согласительные процедуры по правилам, устанавливаемым законодательством субъекта Российской Федерации", - пояснили "РГ" в пресс-службе минпромторга. Таким образом, имея гарантированную возможность организовывать свои собственные ярмарки, организаторы и потребкооперация гарантированно обеспечат каналы сбыта.
Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые недалеко от города, в радиусе примерно 200 км, поясняет ведомство важность ярмарочной деятельности. На окраинах городов продуктовые ярмарки открываются в удобных для жителей местах, в спальных районах, и составляют серьезнейшую конкуренцию торговым сетям. Во многих регионах ярмарки стали единственным местом, где продукцию можно купить напрямую от производителя.
А для местных предпринимателей этот быстрый способ реализовать продукцию должен дать толчок к увеличению производства товаров. Ведь "за один воскресный день работы на такой ярмарке можно сделать недельную выручку при обычной работе предпринимателя на стационарном месте", - заверяет вице-президент "Деловой России" Татьяна Минеева.