27.12.2016 08:50
Санкт-Петербург

В районы массовой застройки Петербурга пустят электрички

В районы массовой застройки пустят электрички
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №294 (7162)
В микрорайоне Кудрово проектируются железнодорожные платформы, вслед за освоением южных территорий Санкт-Петербурга государственную экспертизу проходит проект по строительству транспортно-пересадочного комплекса "Пулковские Высоты", который расположится вблизи конгрессно-выставочного центра "Экспофорум". Также Октябрьская железная дорога совместно с Северо-Западной пригородной пассажирской компанией присматривается и к другим районам массового жилищного строительства Санкт-Петербурга. Появление электричек в районах массовой застройки значительно повысит их транспортную доступность, а железнодорожники получат стабильный пассажиропоток.
Читать на сайте RG.RU

Что ждет пригородные перевозки в ближайшем будущем, обсуждалось на "круглом столе" в Северо-Западном филиале "РГ". В нем приняли участие Игорь Сакович, заместитель начальника Октябрьской железной дороги по взаимодействию с органами власти, Виталий Григорьев, генеральный директор ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" и Константин Воронцов, генеральный директор ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажир-ская компания".

Как возникла идея организовать движение электричек в кварталах массовой застройки?

Игорь Сакович: Разработка новых транспортных железнодорожных маршрутов для пригородных компаний очень актуальна. Сегодня совместно с администрациями регионов рассматриваются вопросы организации новых транспортных схем.

Строительство пассажирских платформ в Кудрово в ближайшей перспективе, возможно, будет реализовано за счет инвестиционной программы ОАО "СЗППК". Если в поселке появится пересадочный узел, то будет удобно всем.

А появится ли в Петербурге аналог Московского центрального кольца (МЦК)?

Игорь Сакович: Вопрос по организации движения внутри Санкт-Петербурга по примеру МЦК в настоящее время обсуждается. Но пока эта идея в стадии рассмотрения, ведь создание инфраструктуры потребует больших затрат. Вокруг Петербурга и в границах города есть железнодорожные пути, но, учитывая грузонапряженность, просто так взять и направить по этим же рельсам пригородные поезда невозможно. Здесь много нюансов, например, чтобы такой транспорт был удобен горожанам, необходимо создать четкий интервал движения, чтобы все пассажиры знали, что поезда ходят через определенный промежуток времени. Для воплощения такой системы в жизнь требуется строительство дополнительных путей. А это колоссальные средства.

Виталий Григорьев: Плюс ко всему у Петербурга есть географические ограничения. Из-за Финского залива организовать кольцо вокруг города невозможно. А значит, требуется создание иной схемы движения.

Пригородные поезда ходят все быстрее, во многих населенных пунктах они уже заменяют город-ской транспорт. Стоит ли ожидать в связи с этим каких-нибудь изменений и инноваций?

Константин Воронцов: Кое-что уже внедрено. Например, многие поезда на Московском центральном кольце оснащены поручнями. Это требование департамента транспорта Москвы, но идея очень интересная. Также не исключено что на маршрутах, где пассажиры едут до места назначения 15-20 минут, будет меняться схема рассадки, не друг за другом, как сейчас, а подобно системе, принятой в метрополитене. Такая планировка вагона позволит увеличить вместимость.

Мы делаем все, чтобы сэкономить время пассажиров. Например, приобретать билет можно теперь не только в кассе, но и через специальный автомат. На участке, обслуживаемом Московско-Тверской пригородной компанией, установлено 190 таких аппаратов в 70 пунк-тах. И сейчас 40 процентов всех проездных документов у нас оформ-ляются именно через автоматику. Также в Москве мы реализуем пилотный проект по оформлению проездного документа через мобильное приложение. Распечатывать бумажный носитель не обязательно. Пассажир просто прикладывает свой смартфон к турникету, где находится считывающее устройство и проходит к поезду. Аналогичные считыватели есть и у контролеров. Москвичи к системе пока присматриваются, но мы фиксируем рост интереса к приложению и планируем на следующий год оборудовать системой все пункты.

За счет чего внедряются все эти инновации?

Игорь Сакович: Пригородные компании фиксируют стабильный рост пассажиропотока. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и в Ленинградской области перевозки самоокупаемые и прибыльные. В ряде регионов затраты на перевозки субсидируются, но благодаря тому, что мы нашли понимание с субъектами, появилась возможность внедрять инновации, заменять подвижной состав.

То есть история двухгодичной давности, когда в ряде регионов наблюдались перебои с движением электричек, не повторится?

Игорь Сакович: Тогда ситуация была очень напряженная, и она разрешилась за счет того, что был изменен подход к пригородному железнодорожному транспорту. В частности, была установлена нулевая ставка НДС, а размер ставки на услуги по использованию инфраструктуры установлен на уровне одного процента. Это позволило существенно сократить нагрузку на бюджеты субъектов, поскольку затраты перевозчиков снизились. На данный момент пригородные пассажир-ские компании полностью получили от регионов средства за 2015-й год. Что касается оплаты за этот год, то определенные сложности есть по Псковской области, но достигнута договоренность, что средства по-ступят в 2017-м.

Раньше регионы оплачивали средства за перевозку пассажиров поквартально, в одном субъекте мы и вовсе получали средства по итогам года. Это вызывало большие сложности. Сейчас договоры на транспортное обслуживанию подразумевают, что перевозчик получает средства ежемесячно. На данный момент со всеми регионами договоры на транспортное обслуживание на 2017 год подписаны. Поэтому за электрички можно не бояться, их число в районах, где они необходимы, будет только увеличиваться.

Виталий Григорьев: Например, с 1 января возобновляется движение на участке Кузнечное - Сортавала. Поезда будут ходить по пятницам и воскресеньям. Не секрет, что Сортавала - это очень востребованное направление среди туристов, и я уверен, что новый поезд позволит добираться до города с большим комфортом.

Очень много сделано уже сейчас. Так, недавно мы запустили поезда по выходным на участке Санкт-Петербург - Тихвин, с четырех до восьми увеличили количество вагонов на участке Санкт-Петербург - Свирь. А на участке Санкт-Петербург - Луга - Псков было сокращено время пересадки. Раньше поезд в Луге стоял 40 минут, теперь 12.

Некоторое время назад Октябрьская железная дорога сделала ставку на развитие "Ласточек". Пользуются ли они популярно-стью?

Константин Воронцов: Востребованность колоссальная. Развитие в границах Москвы, Московской области и Тверской области идет такими темпами, что в часы пик у нас курсируют 10-вагонные "Ласточки", и даже они не всегда могут удовлетворить спрос. А это очень серьезные цифры - вместимость одного вагона "Ласточки" - это 100 сидячих и 100 стоячих мест. То есть единовременно поезд перевозит почти две тысячи пассажиров.

Скоростные поезда на участке Москва - Тверь появились в октябре 2015 года, мы подвели итоги, и выяснилось, что количество перевезенных пассажиров увеличилось на 15 процентов. А на участке Москва - Крюково рост и вовсе 60 процентов. Причина, конечно же, в скорости, ведь пассажиры "Ласточки" из Зеленограда в центр Москвы попадают всего за полчаса.

Виталий Григорьев: На Северо-Западе также наблюдается рост пригородных пассажирских перевозок. По итогам 2016 года мы перевезем около 76,6 миллиона пассажиров, что на 1,2 миллиона человек больше по сравнению с прошлым годом. Если говорить о динамике перевозок электропоездами "Ласточка", то она значительно выше. К примеру, на участке Санкт-Петербург - Выборг рост составил 62,5 процента. Можно с уверенностью сказать, что наблюдается устойчивый спрос на эти комфортабельные, скоростные поезда, особенно среди школьников, студентов, туристов, а некоторые выборжцы предпочитают "летать" на работу. На сего-дняшний день на полигоне обслуживания СЗППК поездами "Ласточка" обслуживается шесть маршрутов, на которых можно доехать до Зеленогорска, Выборга, Волхов-строя, Любани, Луги, Всеволожска, а с 12 января и до Новгорода.

Игорь Сакович: В этом плане железная дорога очень удобна. Сейчас "Ласточка" доезжает до Выборга всего лишь за 1 час 15 минут, что намного быстрее, чем на автомобиле или автобусе.

Серьезная конкуренция у железной дороги с автобусным транспортом?

Игорь Сакович: Вопрос заключается не только в конкуренции, но и в сотрудничестве между перевозчиками, и сейчас на Октябрьской железной дороге активно развиваются интермодальные перевозки, их суть в том, что пассажир может по одному билету проехать как на электричке, так и в автобусе.

Константин Воронцов: На участке Москва - Торжок интермодальные перевозки уже запущены. Пассажир может приобрести билет на поезд до Твери и одновременно на автобус до Торжка. Люди начали пользоваться, отзывы положительные, и мы планируем в 2017 году запустить еще семь районов по области.

Виталий Григорьев: Аналогичная схема смешенных перевозок теперь доступна жителям Выборга. С 26 декабря организован трансфер пассажиров до железнодорожного вокзала 12 автобусными маршрутами городского общественного транспорта по единому абонементному билету #нампопути. Также Северо-Западной пригородной пассажирской компанией прорабатывается вопрос об организации интермодального маршрута и в Тосненском направлении. Идея в том, чтобы пассажир мог купить на Московском вокзале билет на электричку до Тосно и доехать на автобусе до Шапок. Обсуждаются вопросы введения интермодального движения в районе Усть-Луги, Кингисеппа, Ивангорода.

Сохранятся ли тематические поезда?

Константин Воронцов: Безусловно. Один из самых известных проектов Московско-Тверской пригородной пассажирской компании - это тематические поезда до рок-фестиваля "Нашествие". Мы работаем в тесном контакте с организаторами концерта, и большинство участников добирается до места проведения именно электричками. Число пассажиров таких поездов каждый год увеличивается, в этом году, например, рост составил 10 процентов. Это говорит о том, что услуга востребована. Также мы возим болельщиков "Динамо" на матчи команды на стадион в Химках.

Виталий Григорьев: Многие петербуржцы с детства помнят "Лыжные стрелы", проведение которых стало уже доброй традицией, и 2017 год не исключение. Составы начнут курсировать с начала января, для пассажиров проезд будет бесплатный, поскольку перевозку оплачивает петербургский комитет по развитию туризма. Кроме того, до конца марта на всех электричках Северо-Западной пригородной пассажир-ской компании можно будет бесплатно провозить инвентарь для зимних видов спорта, в рамках акции "Зимний бонус".

В целом пригородные перевозки станут более комфортными. Так, в наших поездах появляются специальные детские вагоны - по аналогии с теми, что есть в "Сапсанах" или "Аллегро". Для детей там есть материалы для творчества, настольные игры. Также появляются специальные туристические вагоны. К примеру, накануне, 24 декабря, для пассажиров скорост-ного электропоезда "Ласточка" было организовано тематическое экскурсионное сопровождение, затрагивающее исторические аспекты направления следования поезда и самого города Выборг.

Константин Воронцов: Аналогичные проекты есть и в тверском направлении. Вопрос очень актуальный: туристов становится все больше, и люди хотят в поездке узнать об истории и достопримечательностях городов, куда они направляются.

Игорь Сакович: В системе пригородных перевозок есть свои проблемы и сложности. Но постепенно совместно мы решаем эти вопросы, внедряем инновации. Увеличиваются скорости, поезда становятся более комфортабельными, растет качество обслуживания, сегодня это особенно актуально, ведь 2016 год был объявлен в ОАО "РЖД" Годом пассажира. Железная дорога - это не статичный организм, она меняется для своих пассажиров.

Санкт-Петербург Северо-Запад