12.01.2017 12:13
Культура

Нижегородцам показали пятую постановку "На дне"

Нижегородский театр драмы почти через полвека вернулся к пьесе Горького
Текст:  Ирина Белова (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №5 (7171)
18 января в Нижегородском государственном академическом театре драмы состоится очередной премьерный показ спектакля "На дне".
Читать на сайте RG.RU

В последний раз эта пьеса Горького ставилась здесь в 1968 году, а за всю историю драмтеатра нынешняя стала пятой. Корреспондент "РГ" побывала на предпремьерном показе.

Все действо разворачивается на трубах. Но это не ночлежка, а постановка - не о бомжах.

В Гоголь-центре "Похороны Сталина" собрали аншлаг

Сценографическую находку режиссер Валерий Саркисов из Москвы, с которым многие нижегородские зрители знакомы не понаслышке, объяснил так:

- В очередной раз около моего дома шел очередной ремонт - снова все перекопали, обнажили трубы... Не обращал на них внимания никогда. А тут смотрю - красиво! В голове сразу возникла идея. Не думал о том, что на ней и остановлюсь. Но все совпало. Трубы, по моему творческому замыслу, - отчасти образ. Символ. Прямой. Ассоциативный. В итоге все соединилось: пространственное решение, свет, музыка...

Валерий Саркисов не только режиссер-постановщик и сценограф, но и автор музыкального оформления. В спектакле звучит джаз, а именно три композиции Дюка Эллингтона являются основными музыкальными темами постановки: "Караван", "Настроение индиго" и "Одиночество". В том числе их исполняют и герои спектакля.

- Горький, будучи в Америке, назвал джаз музыкой для толстых, - рассказывает Валерий Саркисов. - Но все мы знаем происхождение жанра: это африканская музыка, народная, которая отличалась полиритмией, многоголосьем. Элитарным он стал позже. Поэтому джаз в спектакле "На дне" имеет свои истоки происхождения и свою полифонию.

Вовсе не похоронный марш, который предлагает сапожник Алешка сыграть Василисе Карповне, хотя, как утверждает он, это и "свежая музыка".

Почему пришла идея поставить именно эту пьесу?

- Перечитал все пьесы Горького, - вспоминает режиссер. - "На дне" - в самую последнюю очередь. И с первой страницы стал смеяться. Сам не ожидал, что она такая. "На дне" - величайшая пьеса, пьеса на все времена, и человек, который ее написал - великий. Нет задачи поставить спектакль о сегодняшнем дне. Не люблю слово "актуально". Это не актуальный спектакль. Проблемы остались те же самые. Ничего не меняется. Как говорил один из героев пьесы Андрея Платонова "Шарманка": "Только ведь погода меняется, а время одинаковое". Текст абсолютно сегодняшний. Легко произносимый. Понятный. Лексика сохранилась. Юмор сохранился!

Да, Горького, по словам Саркисова, можно легко растащить на цитаты: "Деньги многим легко достаются, только немногие с ними легко расстаются", "Все хотят порядка, да разума нехватка", "Мяли много, оттого и мягок"...

"РГ" выбрала пять самых интригующих российских фильмов 2017 года

- Я видел разные спектакли "На дне", - продолжает Валерий Саркисов. - Да, где-то юмор присутствовал. Но акценты все равно расставлены иначе: в сторону философских суждений, социума... Вспомните героев: Барон, Актер, Шулер, Картузник... Абсолютно разные люди, личности. У каждого своя история. Они плачут и смеются, любят, заботятся друг о друге, среди них кипят страсти. Что внизу, то и наверху. Это не имеет значения. Такое стечение обстоятельств. Не более. А живут тем же, думают о том же. В центре - человек: его история, его жизнь.

Несмотря на то что в спектакле нет проходных персонажей, в ней нет и главного героя.

- Все герои - главные, - отметил актер Сергей Блохин (Сатин). - Пьеса про людей. Про их отношение друг к другу, к жизни. У каждого своя правда: каждый живет абсолютно честно, правильно. Нет ни положительных, ни отрицательных героев. Все люди. Интересные. И все разные. И никаких нравоучений.

Кстати, в спектакле занята половина труппы драмтеатра.

- Мы немного понизили возрастную планку героев, - заключил режиссер. - Лука в нашем спектакле не 80-летний старец, а Василиса (актриса Марина Львова) - женщина, которой нет и тридцати.

- Я была удивлена, когда узнала о распределении, - сказала Марина Львова. - Василиса для меня - это опытная женщина. Взрослая. Это стереотип. В пьесе же ей 26 лет, как и мне.

Драматический театр Нижний Новгород Приволжье