Водный передел
Глава крестьянско-фермерского хозяйства из Юргамышского района Николай Бахматов подсчитал: из-за невыполнения договоров Курганская область ежегодно недополучает порядка пяти тысяч тонн рыбы - это, для наглядности, сто железнодорожных вагонов. Речь идет о товарном рыбоводстве: предприниматель, взявший в аренду водоем, обязан запустить в него мальков, выращенную рыбу выловить и продать.
Бахматов - потомственный рыбак: прадед, дед, отец жили в селе с говорящим названием Караси, ловили рыбу в озере Карасинском. Сам он, выйдя на пенсию, решил создать в родовом гнезде прудовое хозяйство и разводить карпов.
Подав в 2014 году заявку на грант, Николай стал изучать ситуацию в отрасли. По официальным данным, в Зауралье более трех тысяч озер. Рыбоводство считается в регионе стратегическим направлением АПК. Раньше рыбным промыслом занимались в основном три организации: общество охотников и рыболовов, госрыбхоз и облпотребсоюз. Они имели необходимую материально-техническую базу, выращивали, ловили, перерабатывали рыбу и кормили ею население. За счет рыбы жили целые хозяйства. То же озеро Карасинское в начале 60-х приносило местному колхозу больший доход, чем животноводство и полеводство вместе взятые.
После смены экономической модели хозяйствования в отрасли произошел передел. По новому закону в 2010 году были проведены конкурсы на аренду рыбопромысловых участков. Николай Бахматов утверждает, что в Зауралье эта процедура прошла с грубейшими нарушениями. У многих прежних добросовестных пользователей изъяли лучшие озера и передали их тем, кто больше всех обещал. Но планы зачастую так и остались на бумаге.
Крестики-нолики
По инициативе Бахматова в комитете по аграрной политике и природным ресурсам областной Думы была создана рабочая группа по вопросам рыбоводства, которая провела анализ состояния отрасли. Выяснилось, что в 2013-2015 годах предприниматели, посулившие ежегодно добывать 6000 тонн рыбы, фактически производили по тысяче. Лучше всего в регионе обстоят дела с пелядью: в 2013 году ее произвели 527 тонн (29 процентов от плана), а в 2015-м - 1062 тонны (56 процентов). А вот из обещанных трех тысяч тонн карпа в 2015 году выловили всего 25 тонн - менее одного процента от запланированного.
В аналитической справке, отражающей ситуацию по области, против сига, толстолобика, белого амура, судака, форели, сазана стоят нули. Причины невыполнения плана на 62 из 88 озер неизвестны, против 22 водоемов указано: критически низкий уровень воды. Но Бахматов советует относиться к этой информации с большой осторожностью: по его словам, он не нашел официальных подтверждений того, что эти озера вообще были зарыблены. Никаких ЧС на водоемах региона тоже не объявлялось.
Фермер направил собранную им информацию в правительство Курганской области, надзорные и контролирующие органы. Он призывает власти восстановить порядок в отрасли и обеспечить прозрачность конкурсных процедур. По его словам, во многих регионах существует практика расторжения договоров с пользователями водоемов, если они не выполняют обязательства. В прокуратуре Курганской области оснований для принятия таких мер не видят: надзорное ведомство считает, что договоры не выполнены по объективным причинам.
- С экономической точки зрения это можно расценивать как упущенную выгоду для региона: налоги в сельский и районный бюджеты не поступают, рабочие места не создаются, - убежден фермер. - Кроме того, речь идет о развитии конкуренции: если бы в области производили обещанный объем, то цены на рыбу были бы гораздо ниже, а качество продукции - выше.
У семи нянек
Чтобы прояснить ситуацию, "РГ" пришлось направить запросы в целый ряд госструктур. Дело в том, что до января 2014 года за рыбохозяйственную отрасль в Курганской области отвечал департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, потом ее передали в ведение департамента АПК. А с января 2016-го полномочия по регулированию товарного рыбоводства перешли к Нижнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), которое находится в Тюмени. На это и сослался первый замдиректора департамента АПК Юрий Михеев, когда депутаты областной Думы начали задавать ему неудобные вопросы.
По мнению руководителя рабочей группы облдумы по вопросам рыбоводства Владимира Алейникова, неправильно, когда озера находятся на территории Курганской области, а управляют ими из Тюмени. Но это вовсе не значит, что областной профильный департамент должен самоустраняться от решения проблем отрасли.
- Бахматов поднял актуальную тему, - считает депутат. - Если рыбопользователи не выполняют обязательства, нужно забрать у них озера и передать эффективным хозяйственникам. Но сначала необходимо внимательно изучить и проанализировать ситуацию.
В Нижнеобском территориальном управлении "РГ" пояснили, что на момент проведения конкурсов (в 2010-2013 годах) требований по минимальному и максимальному объемам вылова биоресурсов в зависимости от состояния кормовой базы и площади водоема в законодательстве не было, поэтому участники устанавливали плановые показатели сами. Теруправление контролирует выполнение договоров с 2015 года и сегодня собирает необходимую информацию. Однако и раньше контролеры не бездействовали: в 2013-2015 годах привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства 62 юридических и 99 должностных лиц, а департамент АПК за это время расторг 45 договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для промышленного и товарного рыбоводства.
В теруправлении Росрыболовства также подчеркивают: за последние три года в Курганской области добыча водных биоресурсов увеличилась в полтора раза, а товарной рыбы - вдвое. Парадоксально, но факт: планы не выполняются, а объемы растут.
Александр Кудяшев, председатель регионального отделения Союза рыбопромышленников:
- С производством рыбы в регионе дела обстоят не так уж плохо, например, по зарыблению водоемов Курганская область впереди планеты всей: по данным Росрыболовства, в общероссийском объеме наша доля - 25 процентов. Это при том, что пользователи не получают никакой финансовой помощи из областного бюджета. Не все из намеченного удается выполнить, но винить в этом только пользователей несправедливо. Многим до сих пор аукается засуха 2010 года, когда более чем в половине озер глубина достигала 80-120 сантиметров. В таких условиях летом озера сильно прогреваются, а зимой полностью промерзают. Вырастить пелядь при температуре воды плюс 28-30 градусов невозможно, она погибает. А при промерзании водоема нельзя вырастить карпа. Даже неприхотливого карася до сих пор нет во многих водоемах, где его ловили еще 5-6 лет назад. Именно поэтому в договорах, заключенных администрацией области с рыбопользователями, было предусмотрено, что в случае форс-мажора ответственность сторон не наступает. Ведь, если у крестьянина сгорели посевы, его никто не наказывает санкциями: он сам страдает от потери урожая и всеми силами пытается удержаться на рынке.
В прошлом году вода в озерах Зауралья стала прибывать, и ситуация начала меняться. В 2016 году только наше предприятие выпустило в водоемы суммарно 80 миллионов личинок сиговых и 200 тысяч карпов-годовиков. Появились нормальные условия для работы, и рыбопользователи, безусловно, будут стремиться к достижению тех объемов, которые они планировали.