18.01.2017 13:00
В мире

В Минске прошел форум кукольных театров

Московские "Душегреи" увезли из Минска Гран-при батлеечного фестиваля
Текст:  Ирина Завадская (cultura@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №2 (774)
В Минске прошел III Международный рождественский форум батлеечных и кукольных театров "Нябёсы" ("Небеса").
Читать на сайте RG.RU

Гран-при и диплом "За лучший спектакль" получил московский театр "Душегреи", воссоздавший волшебное тепло старинных новогодних праздников сначала своим "Рождественским вертепом", а после - забытыми играми с гостями фестиваля, в которые лет 100 назад играли и в России, и в Беларуси.

Вопрос, чем вертеп отличается от батлейки, звучал здесь, пожалуй, чаще других. Отличия, конечно, есть - в размере кукол, в некоторых персонажах.

"Мода" на рождественские кукольные представления пришла в Россию из Беларуси еще в XVII веке, перемешалась с местными ярмарочными традициями. Но главный атрибут - магический ящик с религиозными мистериями и выразительными народными шутками ни расстояния, ни время не уничтожили.

Валерий Фокин: Театральную реформу нужно проводить предельно осторожно

Сейчас только в России проводятся десятки фестивалей вертепов. А белорусскому форуму давно уже явно тесно в прежнем камерном формате.

Фактически фестиваль "Нябёсы" начался еще за день до открытия. Сюда снова приехал Александр Греф, основатель московского театра "Бродячий Вертеп", прошлогоднего обладателя Гран-при минского рождественского кукольного форума. В этот раз - с мастер-классом.

- Для вертепщиков очень важно обмениваться опытом, - считает Александр Греф. - В прежние времена они знали каноны, передавали свое мастерство по наследству, нам же приходится пользоваться другими источниками.

В советское время и батлейки, и вертепы были запрещены. Но объяснить сегодняшний массовый интерес к ним одним лишь любопытством к артефактам прошлого сложно. Для Александра Ждановича, художественного руководителя фестиваля "Нябёсы", все очевидно:

- Это очень многомерное и разнообразное явление, сакральное, глубокое и в то же время очень понятное для детей. Батлейка - хороший способ научить их простым, правильным вещам и заодно обрести новые, надежные ориентиры.

В дни спектаклей фестиваля "Нябёсы" свободных мест в зрительном зале не было. А дети часто усаживались у сцены прямо на полу - поближе к теплу свечей батлеечного ящика. В нынешнем году свои представления в Минск привезли театры из Беларуси, России, Украины и Польши. Некоторые - результат совместной работы.

Беларусь