Наращивать мочеточники российская медицина пока не умеет. Можно заместить его тканями кишечника, но это - гарантированный смертный приговор для почки, растянутый на 5-10 лет. "Все врачи, к которым я обращалась, предлагали пластику кишечником, - рассказывает мама Ярослава Елена Кузнецова. - И только в Филатовской мне сказали: а мы сможем сделать аутотрансплантацию".
Это безумно сложная операция, когда почку отрезают и опускают вниз - ровно на то расстояние, которое нужно, чтобы сошлись концы поврежденного мочеточника. Теперь у Ярослава одна почка ниже другой. Но - после операции прошло 8 дней, а мальчишка уже готовится к выписке. Через месяц-другой он вернется к обычной жизни, в которой были и ролики, и велосипед, и плавание, обещают врачи.
Оперировал Ярослава в детской городской клинической больнице N 13 им. Филатова главный детский хирург Москвы Александр Разумовский. "Вы сделали уникальную вещь?" - наивно спросили у него журналисты. "Мы каждый день делаем уникальные вещи, - ответил доктор. - Вот сейчас я пойду делать операцию на пищеводе. Отпустите меня". Разумовского ждет маленький пациент из одной из стран СНГ. Он родился с патологией - отверстием в пищеводе. Врачи отверстие сшили, но шов зарубцевался так, что оперированный участок почти не имеет проходимости. "Мы будем расшивать пищевод, не разрезая его - через проколы. Это необычный способ, и кроме нас так не делает никто", - говорит Разумовский.
И именно в Филатовской больнице придумали использовать при операциях аппарат, который заменяет тяжелым больным сердце и легкие. К нему обычно подключают пациентов реанимации, когда их собственные органы не работают в полную силу. А врачи Филатовки с помощью аппарата научились "добираться" до органов, в которые раньше медики почти не могли вмешиваться. К примеру, больной во время операции вынужден дышать через трубку, вставленную в трахею. А если в хирургическом вмешательстве нуждается сама трахея, которая и без всякой трубки считается очень сложным анатомическим органом? "Применение методики экстракорпоральной мембранной оксигенации во время операции - это авторское изобретение наших врачей, в 2012 году отмеченное премией "Призвание", - рассказала "РГ" главный врач ДГКБ N 13 им. Филатова Антонина Чубарова. - При некоторых патологиях это единственный способ, дающий возможность спасти пациенту жизнь".
В год отделение торакальной хирургии, где практикует Александр Разумовский, проводит более 3 тысяч операций. А вся Филатовская больница - 17 тысяч. Попасть в руки ее врачей не так уж и сложно. Елена Кузнецова нашла в Интернете электронный адрес Разумовского и написала ему письмо. Он ответил приглашением на консультацию. Между письмом к доктору и визитом в больницу, где Ярославу назначили плановый срок операции, прошло три дня.
Примерно 18% пациентов Филатовки - дети из регионов. Лечатся по ОМС. А в отделении у Разумовского иная статистика - на каждых 10 больных приходится только два москвича. Доктор знает: москвичи с не самыми сложными случаями могут найти врачебную альтернативу. У малышей из регионов ее часто нет.
В Филатовской больнице провели уникальную операцию