23.01.2017 21:00
Власть

В модернизации системы госрегистрации качество оказалось важнее сроков

В модернизации системы госрегистрации качество важнее сроков
Текст:  Михаил Виноградов (президент фонда "Петербургская политика")
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (7180)
Государственный чиновник регулярно становится перед выбором: сроки или качество? Об эффективности работы вышестоящее руководство, а иногда и общественное мнение судят чаще по срокам ответа на бумаге об исполнении поручений, расходовании средств и т.п. Самые яркие и узнаваемые примеры последнего времени - стадион "Зенит-Арена" и "закон Яровой". В первом случае налицо несоответствие масштабности задач и качества управления при строительстве уникального объекта. Во втором - заложенная на старте позиция законодателя по хранению колоссального объема информации вступила в противоречие с возможностями инфраструктурного характера, что дало повод инициировать требования о пересмотре закона.
Читать на сайте RG.RU

Если проанализировать глубже, подобных примеров, конечно, гораздо больше. Новый год отметился задержкой предусмотренных законом сроков запуска Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Базу, которая должна объединить два ресурса - единый государственный реестр прав на недвижимость (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), планировалось запустить 1 января 2017 года, но этого до сих пор не произошло. Между тем, как отмечают СМИ, из-за затруднений, возникших с запуском, многие россияне могут не получить желаемого уровня услуг, касающихся права собственности. Пресса бьет тревогу, но участники рынка признают - в силу исключительной важности проекта, со сроками, если они идут в ущерб качеству, можно и повременить.

Отвечавший за внедрение ЕГРН Росреестр попал под огонь критики журналистов. В условиях послепраздничного дефицита событий тема быстро оказалась в повестке дня, ее прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, в ведомстве решают проблемы, возникшие с запуском ЕГРН. "Действительно, технологически не все получается. Но мне известно, что никто не сидит, сложа руки, работают с тем, чтобы эту ситуацию компенсировать, исправить", - заявил пресс-секретарь. Понятно, что тема ЕГРН - одна из приоритетных, особенно с учетом той фискальной значимости, которую несет для государства единый госреестр недвижимости. Кроме того, ЕГРН заявлен как самая масштабная, сложная и технически уникальная из всех IT-систем, которыми пользуются органы власти, она не имеет аналогов в России. До формирования базы по всей стране было около 1,8 тысячи разрозненных баз. Сначала их пришлось собирать в 170 региональных баз, а теперь - в единую федеральную базу.

Закон "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть объединены в Единый государственный реестр недвижимости, был принят в середине 2015 года. На внедрение ЕГРН был отведен сравнительно небольшой срок, учитывая огромную территорию и емкий российский рынок недвижимости. Для иллюстрации - в Швеции внедрение единой учетно-регистрационной системы заняло больше 20 лет, а в Китае единый реестр недвижимости создается с 90-х, но пока так и не запущен.

Возможно, законодателей вдохновили предыдущие успехи Росреестра, которому всего за несколько лет удалось полностью адаптировать кадастр недвижимости и реестр прав для удобства граждан, в первую очередь, для получения госуслуг в электронном виде. Сейчас электронные услуги федеральной службы стали привычным и популярным делом для тех же застройщиков, успешно использующих их для оформления прав на готовые квартиры. В результате реформы учетно-регистрационной системы Россия даже попала в топ-10 по критерию "регистрация прав собственности" в рейтинге Doing Business-2017 Всемирного банка.

Возможно также и то, что принятию закона о создании ЕГРН предшествовала обычная бюрократическая несогласованность. В любом случае регистраторы столкнулись с очередной задачей максимум и, отсрочив запуск системы, сделали выбор в пользу "как лучше" вместо привычного "как всегда". Понятно, что база - не просто перенос в электронный вид сведений с бумажных носителей, но и настройка колоссальных информационных потоков. Многие данные еще необходимо актуализировать, большое количество объектов не оформлено - только в Подмосковье в прошлом году обнаружилось более 100 тысяч единиц такой недвижимости.

ЕГРН заявлен как самая масштабная, сложная и технически уникальная из всех IT-систем, которыми пользуются органы власти

Другое затруднение, которое пришлось преодолевать создателям реестра, это дискуссии о формате подтверждения прав собственности. С прошлого года было отменено бумажное свидетельство о собственности, достаточно получить выписку из реестра в электронном виде. Это решение вызывало много споров - скептики считали, что это отразится на числе мошенничеств с недвижимостью. Защитники отмены, а это, как правило, профессиональные участники рынка недвижимости, наоборот, видят в электронной выписке только удобства и возможность уберечься от подделок, уверяя, что база ЕГРН имеет многоступенчатую систему защиты и в ней отражаются все действия, совершаемые в данный момент с собственностью.

Говорить о завершении реформирования учетно-регистрационной системы, как и о комплексном запуске ЕГРН, к сожалению, преждевременно. Но любая государственная IT-система состоит не только из серверов, мониторов и баз данных. Ей всегда сопутствует нормативно-правовая документация, причем появление "бумажек" должно предшествовать появлению "железа", чтобы потом все не переделывать. В случае с ЕГРН подготовкой нормативно-правовых актов занимается департамент недвижимости минэкономразвития. Курировать процесс, синхронизировать его назначена замминистра экономического развития - руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. А до прихода нового министра экономического развития Максима Орешкина за деятельность этого подразделения, как и Росреестра, отвечал заместитель министра Павел Королев, освобожденный недавно от должности. В его адрес и ранее звучали упреки в том, что, несмотря на огромные затраты, процесс создания реестра недвижимости шел слишком медленно. Похоже, что руководство службы мало влияло на решение и других вопросов, тормозящих развитие учетно-регистрационной системы, например, кадровых, поскольку руководителей территориальных управлений Росреестра назначало также минэкономразвития. Курировал кадровый департамент, как и департаменты правовой и финансовый замминистра Игорь Рева, также недавно покинувший свой пост.

Защита прав собственности - важный фактор, характеризующий уровень развития общества. И здесь Росреестру не только предоставлена возможность использовать передовые ресурсы и технологии. На него возложена ответственность за появление, корректную работу и безопасность такой громадной базы, как реестр недвижимости, содержащий сведения о сотнях миллионов объектов и прав. Это масштабный и сложный механизм, без которого сложно говорить о полноценном развитии многих экономических и социальных процессов.

ЕГРН - это не очередная "фишка" для удобства и комфорта, но и заслон от злоупотреблений в такой коррупционно емкой сфере. Электронный реестр пресечет прямой контакт чиновника с заявителем, а известно немало примеров, когда противоправные действия совершались непосредственно с участием регистраторов. В идеале ЕГРН приведет к тому, что работа чиновников станет фактически незаметна, при этом потребности граждан будут удовлетворены полностью.

В ведомстве сообщили, что система уже начала свое действие в режиме "покомпонентного" ввода сервисов и актуализации баз данных. Следовательно, можно говорить о том, что организационное и аппаратное сопротивление этому руководство службы постепенно преодолевает. Но не так быстро, как хотелось бы.

Позиция