Не по-товарищески
Коллективные сады давненько уже переименованы в садовые и дачные некоммерческие товарищества (СНТ и ДНТ, но для удобства изложения применим упрощенную аббревиатуру - СТ). Их правовой статус разительно изменился, тогда как экономический уклад во многом прежний. В частности, неуклюжая гибридная форма мешает обеспечить надежные поставки электроэнергии и прозрачность платежей за нее. Ведь товарищество зачастую являет собой своеобразный колхоз, правление которого ответственно и за сбор со своих членов денег за потребленные киловатт-часы, и за состояние энергохозяйства на территории СТ. Между тем многие члены товарищества энергию беззастенчиво крадут либо не желают за нее платить вовремя, и тут срабатывает правило коллективной ответственности. Инфраструктура же порой настолько ветхая, настолько не соответствует нагрузкам, что лишь неотложная реконструкция спасет хозяйство от энергетического паралича. Но когда садоводы узнают о цене вопроса, они сами едва не впадают в ступор. Так, в Сургуте, по прикидкам депутата гордумы Василия Птицына, в отдельных случаях каждому владельцу участка пришлось бы раскошелиться на 90-100 тысяч рублей. Бюджетные вливания закон исключает, а частным инвесторам, казалось бы, до дачников дела нет.
Посмотрим на тот же Сургут. Климат тут суров, однако вокруг города обширные садоводческие массивы. Их совокупный долг перед поставщиками электричества в прошедшем году достигал почти 80 миллионов рублей. В большинстве СТ сети и трансформаторы рассчитаны на потребление по скромным нормативам прошлого века, когда о массовом строительстве вместительных особняков, о круглогодичной эксплуатации "летних" домиков никто не помышлял. Сейчас, по приблизительным оценкам, до четверти владельцев обитают на дачах зимой (или пускают квартирантов). Семьями, часто с маленькими детьми. В стужу, как водится, включают различные обогревательные приборы. И тогда пиковые нагрузки в несколько раз превышают допустимые. К примеру, в товариществе "Кедровый-16", питающемся наряду с группой других СТ от хилой и вдобавок бесхозной ЛЭП, уже в октябре потребляемая мощность превышала допустимую минимум втрое. В итоге в 2016-м зафиксирован ряд аварийных отключений сургутских СТ. Бывало, в жилых помещениях перемерзали трубы отопления и водоснабжения, выходила из строя дорогостоящая бытовая техника.
Схожие проблемы в Тюменской области, где каждый третий житель - садовод. По сведениям председателя реготделения Союза садоводов России, кандидата экономических наук Алексея Кучерова, в отдельных СТ, расположенных в окрестностях Тюмени, прописаны 50-70 процентов членов товариществ. Большинство добросовестных плательщиков "общинная" ответственность за расчеты с энергетиками сегодня не устраивает.
Заложники должников
Садовод Нина Васильевна (фамилию не называю по ее просьбе) рассказала, как в одном крупном товариществе приводили в порядок пришедшее в упадок сетевое хозяйство. Здесь надо было смонтировать современные трансформаторы, установить железобетонные опоры вместо подгнивших деревянных, заменить провода разного сечения на единообразные. На общем собрании, на которое пришла меньшая часть членов СТ, постановили собрать с каждого "двора" приблизительно по 10 тысяч рублей. Многие отказались вносить пай, поэтому реконструкция удалась лишь частично.
- Наше товарищество также ходит в должниках энергосбытовой компании. Ей, конечно, проще выставлять единый счет, предлагая под угрозой обесточивания всего садового поселения гасить долг по принципу солидарной ответственности. Правление то и дело вынуждено было пускать для расчета за электричество кассовые сборы иного целевого назначения. Довольно! Пусть лишают света тех, кто пользуется им даром. Я заключила с компанией индивидуальный договор, плачу по показаниям домового счетчика плюс "персональный" коэффициент потерь электроэнергии в сети от трансформатора до нашего участка, - с удовлетворением заключает она.
Переход на прямые соглашения в 2016 году широко практиковался и на севере, и на юге региона. Сетевые организации теперь сами настойчиво призывают садоводов подписывать документы о "взаимных обязательствах сторон". Таких, как Нина Васильевна, - тысячи. Похоже, смена поведения поставщиков связана с увеличением объема долгов. Для их взыскания можно прибегнуть и к процедуре банкротства СТ как юридического лица, но сей шаг экономически и социально деструктивный. Разорившемуся товариществу в числе прочего грозит распад на мини-кооперативы. Они неизбежно станут конфликтовать между собой.
Переход на подомовой учет пока, как понимаете, не означает отказа от общего узла учета, фиксирующего всю израсходованную товариществом электроэнергию, включая ворованную, включая упомянутые выше внутрисетевые потери. Ресурсоснабжающие предприятия не собираются вкладывать капиталы в обновление не принадлежащих им электрохозяйств, зато хотят взыскать долги сполна в арбитраже. Местные суды, в зависимости от трактовки законодательства, встают то на сторону садоводов, то на сторону истцов. По предположению тюменского юриста Вадима Васильева, поскольку ситуация спорная, тяжбу в конце концов придется рассматривать Верховному суду.
Передать профессионалам
Тюменские власти задумали решить вопрос по-другому, кардинально: форсированно передать сети садовых товариществ, с согласия дачников, на баланс энергетиков. В таком случае они должны будут обеспечить бесперебойное снабжение каждого члена СТ в соответствии с типовым договором - как в любом городе, поселке. Что, в свою очередь, подразумевает использование инвестиционной составляющей тарифа (его размер утверждает региональная энергетическая комиссия) в целях модернизации садовых электрохозяйств, сейчас имеющих статус общедолевой собственности. Садоводы таким образом уходят от субсидиарной ответственности, правление избавляется от головной боли по сбору денег на расчеты с поставщиками и на починку сетей. Нечистые на руку председатели СТ лишатся возможности похищать либо прокручивать в банках собранные целевые средства.
- Существующий механизм себя изжил, режим коллективного ведения электросетевого хозяйства стал разрушаться, - резюмирует замгубернатора Вячеслав Вахрин. - Думаю, наш пилотный проект позволит садоводам выйти из образовавшегося тупика.
Дорожная карта проекта предписывает с января по июль разработать схемы отчуждения и приемки сетей на баланс, обследовать их состояние, довести информацию до садоводов с тем, чтобы они приняли оптимальное для себя решение, утвердить долгосрочный план-график работ. Компании-поставщики в нервном напряжении: и хочется, и колется, ведь прибавится изрядно и хлопот, и трат. Кстати, зайти на "садоводческий" рынок сбыта вправе любое специализированное предприятие, не исключая новообразованное. В Оренбургской области 6-7 лет назад была сформирована компания именно для обслуживания СТ. Сегодня, по словам главы областного отделения Союза садоводов России Владимира Харченко, за ней закреплен примерно каждый второй километр сетей в садах региона. Большая часть реконструирована, причем без финансового участия дачников, уверяет Харченко. К опыту Оренбуржья приглядывается Челябинская область.
Просветить энергетиков
В Тюменской области пошли на эксперимент, имея в виду очевидные противоречия и белые пятна в российском законодательстве. Если строго следовать его положениям, некоммерческим товариществам следует запретить покупать и перепродавать электроэнергию, чем фактически, пусть и невольно, они занимаются сегодня в интересах энергосбытовых организаций. А те, в свою очередь, обязаны были давно начать работать с садоводами по индивидуальным договорам, поясняет юрист Борис Федотов.
- Общий счетчик - анахронизм, - полагает он. - В идеале гарантирующий поставщик должен выставлять гражданину счет, где две составляющие - цена киловатт-часа и стоимость его доставки.
Действительно, подтверждает глава общественной организации "Садоводы России" Андрей Туманов, поставщик подает ток на понижающий трансформатор товарищества и больше ни за что не отвечает. Само товарищество в качестве юрлица занимается разводкой, обслуживает сеть, не имея на то лицензии. Беда, по мнению Туманова, еще и в том, что СТ - юридически неразличимые объекты на административно-географических картах. Оформить регистрацию в садовом домике и жить в нем круглый год - пожалуйста, отгрохать коттедж с зимним садом и бассейном - запросто. Но эти строения по-прежнему не относятся ни к селу, ни к городу, а проживающие в них - к населению определенного муниципального образования. Выражаясь точнее, их права как владельцев недвижимости в границах СТ ограничены.
- Нужна иная, в чем-то кардинально отличающаяся от прежней редакция морально устаревшего ФЗ-66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В том числе в части организации энергохозяйства. Скорректированный вариант федерального закона обсуждается, мы отправили в столицу свой пакет предложений. На мой взгляд, пора браться за написание регионального закона, - предлагает Алексей Кучеров.