25.01.2017 23:09
Общество

В Москве открылись традиционные Рождественские чтения

Патриарх Кирилл открыл в Москве Рождественские чтения
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Столичный выпуск: №16 (7182)
"1917-2017: уроки столетия" - под таким названием пройдут ставшие уже традиционными XXV Рождественские образовательные чтения, которые вчера открыл в Кремле Патриарх Кирилл.
Читать на сайте RG.RU

Оглянуться на столетие, омраченное революциями и войнами, в юбилейный год - кто только не ставит сегодня перед собой такую задачу.

У верующих особый взгляд на историю. "Бог действует в истории непрестанно" - главное условие этого взгляда. Но ни фантазий, ни мифологий оно не рождает. Наоборот - принципиально трезвый и объемный взгляд на происходящее с нами.

Лев Данилкин: Ленин был бешеным путешественником

"Нравственное осуждение не должно сужать взгляда на события тех лет и исключать возможность объективно исследовать их" - одно из важных замечаний Патриарха, подчеркнувшего в своем обращении к участникам чтений, что речь пойдет не об итогах, а именно об уроках трудного столетия.

Думать, что обе русские революции 1917 года произошли спонтанно и на пустом месте, было бы наивно, уверен Предстоятель. За ними множество причин и накопившихся противоречий. Но эти причины легко делятся на внутренние и внешние. Внутренние относятся к области духовной жизни человека. По мнению Патриарха, коренной слом традиционного уклада жизни в 1917 году стал возможен, потому что из жизни людей, принадлежащих к элите общества, ушло "что-то главное". И прежде всего в ней все меньше оставалось места живой и искренней вере в Бога.

Коренной слом в 1917 году стал возможен, потому что из жизни людей, и прежде всего элиты общества, ушло "что-то главное".

XX век обязывает нас вспоминать о нападках и репрессиях, убийствах и заключениях, и не только верующих, но и всех невинно пострадавших вне зависимости от религии и национальности, подчеркнул Патриарх. А первый урок, который можно вынести из трудного столетия, - насилие не живет одно, но обязательно в паре с ложью. В XX веке оболганной оказалась, по словам Патриарха, сама наша национальная историческая память.

Но сила действующего в истории Бога (не желающего, но попущаещего из-за упрямства людской воли и злые повороты истории) способна и зло оборачивать во благо.

О чем писала донская пресса 100 лет назад

Материалистическая идеология советского времени не стерла в душах людей христианские ценности. Они остались в культуре, литературе, кино. В "Судьбе человека" Михаила Шолохова, в стихах Николая Заболоцкого и Александра Твардовского, в повестях Валентина Распутина, в "Белой гвардии" Михаила Булгакова, в "Докторе Живаго" Бориса Пастернака, в "Красном колесе" Александра Солженицына, по мнению Патриарха, отчетливо сохранялась связь этических ориентиров с богооткровенными идеалами.

В 90-е годы отношение к религиозным организациям изменилось, но возникли новые угрозы, которые, в общем, не осуществились. Духовного вакуума в кризисные времена все-таки не возникло, прежде всего потому, что в людях сохранилось и удержалось нравственное чувство, возгретое христианской идеей и поддержанное христианской культурой.

В XXI столетие мы, по мнению Патриарха, вошли обновленными, но с необходимостью помнить слова Александра Солженицына о том, что без "живого желания понять собственное прошлое не может быть пути в будущее". Анализ истории дает нам возможность находить этот путь и, говоря словами известного философа Ивана Ильина, "исткать ткань новой России".

Религия