28.01.2017 21:51
Общество

20 ученых повысят качество учебников и квалификацию учителя-предметника

Текст:  Мария Власкина
Читать на сайте RG.RU

В систему образования должна вернуться большая наука, такую амбициозную задачу поставила перед собой объединенная издательская группа "Дрофа-Вентана". Основания для амбиций есть: их портфель учебников - это 38 процентов государственного перечня учебной литературы. Цифра внушительная, но с каждым новым выпущенным учебником повышается и степень ответственности. Вся система образования строится на учебнике, и цена какой-то неточности или ошибки может быть слишком высока.

"Проект масштабный. Давно подобного в образовании нашей страны не было", - представил научный лекционный совет "Дрофа-Вентана" вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы Артем Соловейчик.

Учебники продолжат дорожать быстрее детективов

В совет вошли 20 ученых Российской академии наук и Российской академии образования. И они попытаются повысить не только качество современных учебников, но и квалификацию учителя-предметника.

"Мир изменился, а учебники отстали на века, - говорит член Президиума РАН Валерий Черешнев. - Среднее школьное образование отстает от требований высшей школы. Первые полгода первокурсников необходимо доучивать".

Сегодня основной упор в российских школах делается на подготовке к сдаче ЕГЭ. "Натасканному" ребёнку не составит большого труда решить тестовую часть, типичные вопросы которой неоднократно встречались в пробных вариантах. Но, сталкиваясь с текстом, сочинением или изложением, ребенок не может полноценно высказать свои мысли. По мнению директора ФГБНУ "Институт возрастной физиологии РАО" Марьяны Безруких, это связано с "пробелами в чтении, основы которого закладываются ещё на дошкольном этапе".

Минобрнауки отправит учебники на апробацию

"Если у ребенка нет базиса, о каких навыках чтения можно говорить? - заявляет Безруких. - Нашей первостепенной задачей становится знание, которое адекватно возрасту. И для этого необходимо пересмотреть технологии и методики преподавания. Учителя необходимо научить работать не фронтально, а в малых группах".

В декабре прошлого года министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о необходимости не только экспертизы, но и апробации учебников. Но для повышения качества учебников в российских школах одного взаимодействия издательской группы и ученых недостаточно, к работе следует также подключить и действующих учителей-предметников, которые непосредственно работают с детьми. На уроках они в буквальном смысле совершают педагогический подвиг, пытаясь вложить в 45 минут стандартного урока и подготовку к экзамену, и подачу нового материала, и практические навыки учеников. Изменение подхода к методикам и улучшению качества учебников, по словам Олега Новикова, предполагает под собой пересмотр и смену стандартов, а не реализацию уже действующих.

Образование РАН