Об этом заявил командир крейсера, капитан первого ранга Сергей Артамонов после возвращения из похода в Средиземное море. По его словам, "потенциал самого вертолета как составляющей морской авиации очень большой". Действительно, на сегодняшний день корабельных вертолетов с такими боевыми характеристиками нет ни в одном флоте мира.
При создании ударного морского вертолета за основу взяли сухопутный Ка52 "Аллигатор", который очень удачно преобразился в винтокрылую машину, получившую имя черноморской акулы, - "Катран". По традиции вертолеты корабельного базирования имеют буквенную приставку "К" к цифровому индексу. И как-то само собой Ка52К стали называть "Катраном", что логично продолжило линию имен "Черная акула" и "Аллигатор".
Переделать вертолет, работающий над сушей, в машину, летающую над морями-океанами, - дело очень непростое. Требовалось не только сделать лопасти складными, но и добиться того, чтобы все системы машины могли работать в условиях повышенной влажности и солености окружающей среды. К тому же управление вертолетом, летающим над бескрайними водными просторами часто в тумане или ночью, имеет свои особенности. Специалисты фирмы "Камов" в кратчайший срок создали фактически новую винтокрылую машину.
Ударная мощь Ка52К стала заметно выше, чем у сухопутного Ка52. Ведь он должен нести торпеды, глубинные бомбы и даже тяжелые ракеты, способные утопить вражеский корабль. На Ка52К установлены лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и система обработки видеоизображений семейства "Охотник". Радиолокационный комплекс "Арбалет" позволяет вертолету эффективно решать боевые задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех. От поражения ракетами с инфракрасными головками самонаведения вертолет защищает оптико-электронный комплекс "Витебск".
По словам создателей "Катрана" Ка52К, предполагается оснастить еще более современной радиолокационной станцией с сантиметровым диапазоном частот. Это позволит повысить дальность обнаружения морских и воздушных целей в два раза, то есть до почти 200 км. В таком случае Ка52К сможет использовать противокорабельные ракеты типа Х31АД и Х35. Сейчас они могут применяться только с самолетов Су30, Су35 и МиГ29К. Ракеты Х31АД и Х35 способны нанести серьезные повреждения даже авианосцам.
Интересно, что конструкторы провели специальные исследования, которые показали, что на Ка52К могут устанавливаться практически все типы авиационных противокорабельных ракет западного производства. А это значительно повышает его шансы по продвижению на мировом рынке вооружений. Еще в 2015 году сообщалось, что Египет собирается приобрести более полусотни Ка52К. После успешных испытаний во время сирийского похода "Адмирала Кузнецова" интерес к "Катрану" заметно вырос. Тем более что летчики, проводившие тестовые полеты, отзываются о вертолете очень положительно.