Напомним, что до сих пор такого наказания на федеральном уровне предусмотрено не было. Требования по экологии и санитарному благополучию населения устанавливаются местными, региональными законами. Так же как и штрафы за их нарушение. В регионах даже начали изобретать различные автоматические способы выявления таких нарушений. Начали тестировать камеры, запускать по дворам пешие патрули, вооруженные планшетами. Однако с наложением наказания у местных властей возникли проблемы.
Дело в том, что привлечь водителя к ответственности на основании местных законов нельзя. Водитель как управляющий средством повышенной опасности отвечает только по законам, установленным на федеральном уровне. Это много раз уже устанавливал Верховный суд, разбирая споры между водителями и местными администрациями, которые штрафовали первых за парковку на газоне.
И это вполне справедливо. Ведь Правила дорожного движения едины для всех по всей стране, равно как и ответственность за их нарушение.
Но КоАП РФ не предусматривает ответственности за парковку на газонах и прочих озелененных территориях.
Понятно, что ставить машины на газонах, детских площадках и в лесопарках нехорошо. Это уничтожает зеленые насаждения и красоты пейзажу не добавляет. И грязь развозится по дорогам.
Поэтому несколько регионов предлагали свои проекты поправок в КоАП, чтобы ввести ответственность за это нарушение. Но все они получили отрицательные отзывы правительства. И только проект Законодательного собрания Свердловской области был одобрен и добрался до Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, где его и рекомендовали к первому чтению. Правда, с условием, что ко второму чтению он будет существенно доработан.
Дело в том, что соответствующая ответственность вносится не в 12-ю "автомобильную" главу КоАП, а в 8-ю. В ней речь идет о нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования. В нее добавляется статья 8.23.1, в которой за движение или стоянку на газонах предлагается наказывать штрафом от 1 до 5 тысяч рублей.
Налагать такое наказание, по мнению законодателей, должны участковые и сотрудники органов местного самоуправления. Впрочем, председатель профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников напомнил, что это нарушение может быть отнесено к сфере дорожного движения, а в других случаях - к области санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройства территории.
Если газон примыкает непосредственно к проезжей части и отвечает требованиям, предъявляемым к обочине, то он является элементом дороги, и на него распространяются Правила дорожного движения. В этом случае возбуждать и рассматривать дела о нарушении должны сотрудники Госавтоинспекции.
Если газон примыкает к тротуару, то элементом дороги он не является, и сотрудники ГИБДД не уполномочены заниматься такими правонарушениями.
Примечательно, что в Правилах дорожного движения - основном документе для водителя, газон как элемент дороги не рассматривается вовсе. Соответственно, в них нет и запрета на стоянку на газоне. А значит, и наказывать водителя не за что. И при такой ситуации это не зона контроля со стороны ГИБДД.
А чтобы ввести ответственность водителя в КоАП, требуется как минимум прописать норму, которую водитель нарушает в Правилах дорожного движения.
Как сообщил корреспонденту "РГ" первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, рекомендовав проект для принятия в первом чтении, комитет указал на необходимость введения такой ответственности. А ко второму чтению можно доработать не только сам законопроект, но и внести поправки в Правила дорожного движения.