Уроки сострадания
Детство Сергея Ильющенкова прошло в одном из отдаленных поселков на севере Сахалина - там отец работал в леспромхозе.
- Я рос счастливым ребенком. В нашем доме была атмосфера любви, доверия и труда, - вспоминает Сергей Николаевич.
Еще мальчишке повезло с учителями. В поселковой школе работали выпускники московских и ленинградских институтов - влюбленные в профессию люди, приехавшие на край света по зову души.
Уроки литературы Ильющенков любил, потому что учительница превращала их в мини-спектакли.
- Я и врачом стал благодаря ей. Она привила мне гуманизм, научила состраданию, - говорит хирург.
После окончания школы Сергей с легкостью поступил во Владивостокский мединститут. Учиться было трудно, но интересно. К пятому курсу студент-медик определился - будущее свое он видел в хирургии.
Получив диплом, Сергей Ильющенков вернулся на родной Сахалин, начал работать врачом в областной больнице.
Тогда, в первой половине 1970-х, детская хирургия на острове только зарождалась. Решение об открытии специализированного отделения принималось на уровне первого секретаря обкома партии.
Ильющенкову повезло - его первыми наставниками были врачи высочайшего класса, представители знаменитой в Союзе ленинградской школы хирургии.
Детям не врите!
Сергей Ильющенков не признает ложь во спасение.
- Ребенка обманывать нельзя. Он в отличие от взрослого обязательно прямо скажет тебе, что ты его обманул. Утратив доверие, потеряешь контакт, и выздоровление будет идти значительно хуже, - убежден заведующий хирургическим отделением детской областной больницы.
Поставить диагноз заболевшему малышу - самое настоящее искусство. Ребенок не может объяснить доктору, что и как его беспокоит, на любые расспросы одна реакция - слезы. От страха прошепчет, что у него вообще ничего не болит или болит, но "цють-цють".
- В таких случаях самый лучший помощник - интуиция, твои пальцы и глаза ребенка. Они никогда не обманут, - философски замечает хирург Ильющенков.
Хирургия не терпит самоуверенности. Семь раз отмерить - это закон.
- Обязательно надо советоваться. Сегодня на весь наш островной регион семеро детских хирургов. Мы прекрасно знаем сильные и слабые стороны друг друга, обязательно учитываем это в работе, - говорит Сергей Николаевич.
Его часто окликают на улице: "Здравствуйте, доктор! А вы помните?". Затем следует эмоциональный монолог о спасенной жизни или возвращенном здоровье. Врач признается, что многих не помнит.
А вот все неудачи и трагедии остались рубцами на его сердце. Самое страшное в его профессии - говорить родителям о том, что не удалось спасти ребенка.
- Они чувствуют и понимают - врач делал все, что мог, но болезнь оказалась сильнее… Может, поэтому за несколько десятилетий у меня не появилось недругов. Меня во многом можно обвинить, но не в равнодушии, - честно говорит хирург Ильющенков.
Понимание с полуслова
Его жена тоже врач, поэтому в их семье полное взаимопонимание с полуслова, даже с полувзгляда. После тяжелого дня надо помолчать. Об удачных операциях супруга узнает по глазам мужа. Как и о неудачах.
Хирург Ильющенков прошел ад Нефтегорска - поселка на севере Сахалина, который стерло с лица земли страшное землетрясение в мае 1995 года.
- Мы приехали в командировку, и нам в чем-то было легче. А вот врачи Охинской ЦРБ оказались настоящими героями. Их дома трясет, а хирурги оперируют, спасают чужие жизни.
С той жуткой катастрофы прошло более двадцати лет, но Ильющенков не может забыть обезумевшие глаза здоровенного водителя грузовика, который подъехал к больнице. Увидев курящего на крыльце врача, шофер сдавленно прохрипел: "Доктор, скажи, куда мне это все девать?"
В кузове была бесформенная груда человеческих останков.
- Я не могу себе даже представить, что пережил этот человек, доставляя такой груз, - тихо говорит Сергей Николаевич.
Жизнь главного детского хирурга островного региона России непредсказуема. В любую минуту его планы может нарушить внезапный телефонный звонок. Где-то случилась беда, нужна срочная помощь.
- Садишься в вертолет, летишь или консультируешь по телефону. Ситуация может быть какая угодно, - буднично замечает врач.
Детский хирург Ильющенков признается, для него миг счастья - это когда утром заходишь в палату, а тебя встречают глаза ребенка, в которых пляшет смех. Еще вчера из них горохом катились слезы страха и боли, а сегодня малыш улыбается.
- Ты ему в ответ тоже улыбку, а сам думаешь про себя: а ведь не зря мы в операционной воевали за тебя, дружок, - говорит доктор.
Лариса Фатеева, главный врач Сахалинской детской областной больницы:
- Сергей Николаевич Ильющенков - врач Божьей милостью. Про таких хирургов, как он, говорят - "золотые руки". Ему подвластны все разделы детской хирургии. Он любое время бросит все свои дела и обязательно придет на помощь по первому зову. Он заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области.