Дело в том, что эти итоги не подводятся сразу по окончании года. Ведь согласно закону, погибшим в ДТП считается человек, который умер в течение месяца с момента аварии. Это обстоятельство и требует выждать месяц, чтобы итоги были точными. Кстати, теме точности подсчетов Виктор Иванович уделил особое внимание.
Виктор Иванович, еще несколько лет назад аварийность в России зашкаливала. Количество погибших на дорогах превышало 36 тысяч человек - это население целого города. Сейчас наметилась тенденция к снижению. Как этого удалось достичь?
Виктор Нилов: Данные статистики действительно во многом определяющие. Они позволяют выявить проблемные места. Ведь основная наша задача, которую поставило руководство страны - снижение смертности. И прошедший год подтвердил, что нам удается сохранять динамику снижения смертности на протяжении нескольких лет. В 2016 году число погибших на дорогах сократилось более чем на 12 процентов. И это снижение дает основание полагать, что меры, которые были предприняты, действительно правильные и дают результат. Результат и динамику надо не только сохранить, но и наращивать. Это очень кропотливая работа.
12 процентов - это большая цифра. Сколько это жизней?
Виктор Нилов: Это почти три тысячи человек. В 2016 году на дорогах в авариях погибли 20 308 человек. В 2015 году - 23 114 человек. Сократилось и количество аварий - на 5,6 процента. То есть в прошлом году произошло 173 694 ДТП с пострадавшими. Число раненых в этих авариях уменьшилось на 4,3 процента и составило 221 140 человек. Но главное, это снижение числа погибших.
Также повысился уровень защищенности наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения - детей и пешеходов.
17 процентов снизилось как общее число погибших пешеходов (всего 5 786), так и количество погибших пешеходов на переходах (всего 1 024). Впрочем, есть и болевые точки.
Какие, например? Что больше всего беспокоит сейчас Госавтоинспекцию?
Виктор Нилов: Например, всем известная проблема пьянства за рулем. Мы действительно добились сегодня реального улучшения ситуации. Нетрезвых водителей стало меньше на дорогах. Сократилось количество ДТП с их участием. Снизилось количество случаев повторного управления в состоянии опьянения. Но при этом сама проблема никуда не ушла, она осталась. И поэтому сегодня нужно нарабатывать те меры, которые позволили бы еще в большей степени снизить пьянство за рулем.
Но на пьяных водителях проблемы на дорогах не заканчиваются?
Виктор Нилов: Вторая, на наш взгляд, значимая проблема, это детская безопасность. Мы можем показать в цифрах, что сегодня число детей, погибших в дорожных происшествиях, продолжает снижаться. Но цифра 710 погибших детей - все равно очень большая. При этом почти 60 процентов из этих погибших - дети-пассажиры. Обвинить детей в этой смертности нельзя. Это явно вина взрослых. Если мы возьмем число погибших детей-пешеходов, то их доля вины в этом тоже будет незначительная. По сути, сегодня дети достаточно адекватно оценивают дорожную ситуацию. А к взрослым, к родителям вопросы остаются.
В последнее время участились случаи, когда вне стационарных постов ГИБДД автомобилистов останавливают для проверки документов. С чем это связано?
Виктор Нилов: Есть одна оговорка, предусматривающая возможность останавливать для проверки документов вне постов - проведение оперативно-разыскных мероприятий. К такому требованию несколько лет назад было добавлено проведение так называемых "сплошных проверок". Когда группами нарядов отрабатываются отдельные виды правонарушений: нетрезвое состояние, перевозка детей, применение ремней безопасности и другие. Для проведения такой проверки издается необходимый распорядительный документ, и оговаривается время проведения операции.
По ночам такие проверки тоже устраиваются?
Виктор Нилов: И по ночам, и в дневное время. Это новое тактическое действие. Мы проводим проверку, уведомляя граждан, что в определенный день приедем в конкретный населенный пункт и будем там отрабатывать, к примеру, противодействие вождению в пьяном виде.
Это очень удобно, потому что мы тем самым предотвращаем желание сесть за руль в состоянии опьянения. Не раз бывали случаи, когда в небольших городках во время таких проверок движение просто останавливалось. Честно говоря, нам такие результаты очень нравятся, потому что есть реальная надежда, что мы кого-то спасли от беды.
Многие сотрудники ГИБДД не любят, когда их называют "гаишниками". А вы как относитесь к этому слову?
Виктор Нилов: Совершенно нормально. Я был гаишником, сейчас работаю гаишником и останусь гаишником.
Подробный отчет о "Деловом завтраке" с Виктором Ниловым читайте в одном из ближайших выпусков "Российской газеты".