Об окончании переговоров с фондом сообщил представитель министерства финансов Украины Данилюк. Черновой текст документа уже опубликован, и можно сделать предварительные выводы, чем его исполнение обернется для Украины. Например, МВФ снова требует от Киева открыть рынок сельскохозяйственных земель, и, как следует из текста, Рада должна выполнить это условие до 1 апреля. Проблема в том, что вопрос продажи земли один из немногих, по которому в украинском парламенте сложилось отрицательное мнение: нынешний созыв трижды продлевал мораторий на введение рыночного оборота сельхозугодий, поджидая лучшей политической и экономической конъюнктуры. Однако президент и правительство к судьбоносному шагу - распродаже примерно 10 миллионов гектаров чернозема по демпинговым ценам, судя по всему готовы, и требование МВФ для них - лишь повод для начала торгов. Объявлен и способ с помощью которого депутатский мораторий можно обойти: это обращение в Конституционный суд.
Бюджет Украины, по предварительным подсчетам, получит от сделки с землей всего около 1,5 миллиардов долларов.
Второе условие МВФ - отказ от монетизации субсидий ЖКХ, включая возможность оплаты счетов в рассрочку, а также дальнейшее приведение к рыночному знаменателю коммунальных тарифов, и без того вызывающих недовольство населения. Сейчас, напомним, на Украине действует сложная система дотирования потребителей в зависимости от количества потребляемого ими газа и доходов домохозяйства. Сегодня ими пользуются 8,5 из 15 миллионов украинских домохозяйств. В бюджете 2017 года на выплаты по субсидиям правительством заложено около 1,8 миллиарда долларов. МВФ предлагает сэкономить эти деньги, снизив нормы льготного потребления и иными способами ужесточив условия субсидирования. Обязательным условием также является повышение закупочной цены газа украинской добычи. Это неизбежно повлечет за собой минимум 30-процентный рост тарифов для населения.
Наконец, МВФ требует сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда (примерно 5 миллиардов долларов в 2017 году) путем реформы. Заключаться она, как следует из заявлений профильных министров, будет в увеличении стажа, необходимого для выхода на пенсию, что для широких слоев населения намного хуже, чем простое повышение пенсионного возраста. Так, для женщин он увеличится до 30 лет, для мужчин - до 35. При этом предлагается засчитывать только стаж, накопленный начиная с 2000 года. Это значит, что те украинцы, которым сейчас около 50 лет, рискуют выйти на пенсию через 20-25 лет. Учитывая же, что большая часть из них получает зарплату "в конверте" и социальные взносы работодатель не платит, пенсия их будет весьма невелика. Также вполне вероятным шагом правительства может стать приостановка выплат пенсий работающим пенсионерам - такую идею уже озвучил министр социальной политики Рева. В истории сотрудничества Украины с МВФ более всего удивляет несоответствие размеров транша и количества приносимых ради него жертв. Сложно сказать, насколько миллиард долларов способен стабилизировать гривну, когда торговый баланс Украины в 2016 году вновь оказался отрицательным (доход стране приносит только экспорт услуг), и государству неоткуда взять средства на выплату уже существующих долгов. Причем в 2017 году Украине предстоит отдать кредиторам 2,7 миллиарда долларов, в 2018-м - 3,6, а в 2019-м - 7,5 миллиарда. Впрочем, это уже не проблема МВФ.
Между тем в среду кабмин Украины объявил чрезвычайное положение в энергетике. Решение было принято из-за проблем с поставками угля после того, как украинские радикалы заблокировали железнодорожное сообщение с Донбассом. Запасы топлива на украинских ТЭЦ стремительно сокращаются, а угроза отключения электроэнергии становится все реальнее.