Финансовую устойчивость Тюменской области многие в России до сих пор связывают с доходами от углеводородов. Это заблуждение. Да, если сравнивать с 2007-м, то в ВРП доля сектора, связанного с извлечением из недр полезных ископаемых, выросла многократно, поскольку на юге региона развернулась нефтедобыча (в прошлом веке ее вовсе не было). Однако область от нефтяной ренты не имеет ни копейки - все сто процентов сырьевого налога давно поступают в федеральную казну. Устойчивость, в том числе в жестокие кризисные штормы, обеспечивает многоукладность региональной экономики. Сравним пару показателей. В 2007-м году торговля в валовом продукте составляла 53,4 процента, а промышленность - всего 9. В 2016-м - соответственно 13,9 и 37,5. За десять последних лет ВРП увеличился в действующих ценах более чем вдвое, достигнув, по предварительной оценке, почти 900 миллиардов рублей. Индекс же промышленного производства - втрое. Темпы, понятно, снизились, однако планку область, в отличие от подавляющего большинства субъектов РФ, продолжает поднимать.
- После изъятия НДПИ - налога на добычу полезных ископаемых - удалось практически полностью его заместить за счет наращивания сборов налога на прибыль и НДФЛ. Это следствие активной инвестиционной политики, реализации индустриальных проектов в обрабатывающих секторах. Открыто 35 крупных высокотехнологичных производств, сотни малых. В том числе в новых для нас промышленных нишах, связанных с глубоким переделом нефти, нефтегазохимией, производством и переработкой полимеров, черной металлургией, выпуском стеклянных изделий. За десятилетие объем инвестиций в основной капитал вырос более чем втрое, причем десятая часть всех отечественных капиталовложений в обрабатывающие производства пришлась на нашу область, - подчеркивает губернатор Владимир Якушев.
Возвратимся к НДПИ. Полная его централизация в госбюджете произошла в 2010-м, ей предшествовал переходный период с поэтапным, по 25 процентов в год, сокращением отчислений в местную казну. В свое время область за существенное наращивание доходной базы поощрялась грантами российского правительства. Однако эти усилия региона постепенно стали нивелироваться, с грустью констатировала на заседании комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам заместитель губернатора Татьяна Крупина. От фискальных новшеств - образования консолидированных групп налогоплательщиков, изменения норматива отчислений от акцизов на нефтепродукты, модификации налогообложения в нефтянке, прочих подобных "маневров" - область в год недобирает не один десяток миллиардов рублей. Еще около 1,8 миллиарда потеряет в следующем году, когда резко изменятся пропорции софинансирования Федерацией расходных обязательств ее субъектов. Центр сокращает объем субсидий многократно. А еще, как известно, ряду экономически сильных территорий предложено поддержать слабые, отстающие, поделившись с ними одним процентом ставки основного налога - на прибыль.
Изменения часто внезапны: регионы, уже сверстав бюджеты, срочно их переписывают. Татьяна Крупина от имени тюменского правительства предложила компромиссный подход: как и в случае с НДПИ, переходить на другой режим в течение четырех лет с полной компенсацией выпадающего дохода в первый год и 25-процентным понижающим порогом в последующие. А еще, добавила замгубернатора, хорошо бы внести в Бюджетный кодекс положение, обязывающее Минфин доводить до субъектов РФ расчеты возможных налоговых потерь до принятия соответствующих федеральных законов.
Профильный комитет Совфеда поддержал большинство предложений тюменских казначеев, в том числе по корректировке Налогового и Бюджетного кодексов. А глава комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров не удержался от комплементов в адрес гостей:
- Аргументированные пожелания - это хорошо. Нам же представили еще и грамотно разработанные законопроекты. В практике участия комитета в проведении Дней субъектов РФ такое произошло впервые, - отметил сенатор.
Речь, в частности, идет о внесении принципиальных поправок в Жилищный кодекс. Замысел тюменцев в том, чтобы правовые рамки позволили региону реализовать амбициозный и беспрецедентный для страны проект массового строительства арендных квартир, предназначенных для сдачи мобильным гражданам, обитателям ветхих домов по доступной фиксированной цене. Потенциал строительного комплекса края, наличие партнеров в лице концессионеров, банков позволяет при сравнительно скромном участии бюджета в сжатые сроки ввести в эксплуатацию свыше миллиона квадратов доходного жилья, уверяет замгубернатора Вячеслав Вахрин.
Строительная отрасль в Тюмени весьма развита. Много лет кряду здесь вводят - в расчете на одного жителя - значительно больше одного квадратного метра жилья. В 2015-м, к примеру, пришлось по полтора. Однако по понятным причинам спрос на квартиры снизился, возможности бюджета по финансированию целевых госпрограмм ограниченны. Формирование рынка доступного арендного жилья поддержит строительные компании, обеспечит заказами предприятия стройиндустрии, стабильной работой - их сотрудников, убежден Владимир Якушев.
Между тем областной центр продолжает расти вширь и ввысь. По словам еще одного заместителя губернатора Вадима Шумкова, инвесторы готовы вложиться в целый ряд инфраструктурных и социальных проектов. Городу уже тесно в существующих границах, но процедура их расширения, захода на окружающие земли, находящиеся в федеральном управлении, долгая и утомительная. Комитет по экономической политике СФ согласился с тем, что следует упростить механизм передачи приграничных земель в региональную и муниципальную собственность.
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:
- Достигнутые Тюменской областью успехи стали возможны благодаря системной работе по привлечению инвестиций и улучшению делового климата. Здесь создана современная нормативно-правовая база, действуют эффективные меры региональной поддержки инвесторов. Как результат - область уверенно входит в пятерку лидеров национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов.