- Жизнь заставила, - ответил Амирхан Магомедович Амирханов, заместитель руководителя Росприроднадзора на вопрос "Российской газеты", зачем необходимо персональное управление. - Потребность в усилении ежедневного реального контроля на всей Байкальской природной территории за исполнением принимаемых решений.
Справки об исполнении готовить?
Амирхан Амирханов: Ни в коем случае. Управление освобождено от обычного бумаготворчества и занимается только реальным надзором.
Что значит "регионального уровня"?
Амирхан Амирханов: Это значит, что государственный экологический надзор становится персональной заботой и ответственностью группы государственных инспекторов на территории двух соседствующих субъектов Федерации - Республики Бурятия и Иркутской области. Для тридцати шести государственных инспекторов Байкальского управления Росприроднадзора эта территория по части ответственности становится единой комплексной, то есть и межрегиональной, и межведомственной. Они ее опекуны, защитники и охранители.
Думаете, осилят, потянут?
Амирхан Амирханов: Обязаны. Они будут работать в тесном контакте с Природоохранной прокуратурой Сибирского федерального округа.
Амирхан Магомедович, серьезные дела предстоит решать Байкальскому межрегиональному управлению Росприроднадзора. А как с материальной базой у него, какими ресурсами располагает? Вот, скажем, ему вменяется в обязанность надзор за безопасностью внутреннего водного транспорта на Байкале. Но ведь летом по озеру разгуливают тысячи катеров, яхт, моторных лодок. Есть ли суда у ваших инспекторов?
Амирхан Амирханов: Есть и суда, и причалы. Не сказал бы, что в избытке. Но наши инспектора не станут гоняться за каждой лодкой, их задача - следить за соблюдением требований технического регламента безопасности. Короче, чтобы суда были исправны, оборудованы емкостями для сбора отходов. С этим придется много поработать, чтобы навести порядок, гарантирующий Байкалу чистоту и безопасность. Кстати, управление уже располагает судном на воздушной подушке, быстроходными катерами. Ему же подчинен и Центр аналитического контроля с лабораторией, оснащенной современным оборудованием.
Большой штат у нового управления?
Амирхан Амирханов: 36 инспекторов плюс работники аналитической лаборатории.
Негусто для такой территории.
Амирхан Амирханов: Зато освобождены от бумажной текучки.
Уже и начальник управления есть?
Амирхан Амирханов: Да, им утвержден Дмитрий Владимирович Петров, из иркутских кадров. Умный, честный, работящий.
А теперь вопрос на засыпку: скажите честно, что подтолкнуло Росприроднадзор к такому решению именно сейчас? Не Год же Экологии, на самом деле?
Амирхан Амирханов: Решение копилось давно. Да и пресса не оставляла в покое байкальскую проблему. "Российская газета" в своих публикациях ставила вопрос о хозяине Байкала. Академик Грачев через "РГ" предлагал учредить федеральную должность омбудсмена по Байкалу. Мы стали искать, чтобы в рамках существующего законодательства учредить такой контрольный орган в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, работа которого не обременялась бесконечными согласованиями с тремя субъектами Федерации, владеющими по частям БПТ. А даже наоборот: контрольные функции инспекторов правомочны во всем Прибайкалье.
И вы, Амирхан Магомедович, поддерживали наши предложения.
Амирхан Амирханов: Да. И сейчас не отрекаюсь. Но тут большое НО... В российском законодательстве нет такого положения, чтобы территория по природным признакам получала субъектность.
Законы создаются людьми.
Амирхан Амирханов: Новые законы годами ходят по кругу согласований. А Байкалу помогать надо сегодня, сейчас. Не откладывая. Миллионы кубометров нечистот продолжают сбрасывать в него и ныне. Браконьеры эшелонами гонят байкальский лес по "неработающему" БАМу за рубеж. Омуля довели до предельно допустимого уровня - на 2017 год введен запрет на его промысел. Очистные сооружения построили, а они не работают - недоделки, подмена проектных материалов на дешевые. Впрочем, чего я вам рассказываю. "Российская газета" держит руку на пульсе всех байкальских проблем, ваши читатели о них осведомлены в полной мере.
***
За что будет Байкальское управление отчитываться перед Москвой, перечислено на 6 страницах печатного текста. Мои собеседники в Росприроднадзоре обратили внимание на главное. Хотя, подчеркивали не раз они, на Байкале все главное, все комплексное и неотложное. Озеро живет своей жизнью каждую секунду, выдавая людям свое основное богатство по 2-3 тысячи кубометров каждую секунду. Изо дня в день. Из века в век.
И все-таки. Байкальское управление со своими региональными отделами на территории Бурятии и Иркутской области в пределах своей компетенции станет "осуществлять федеральный государственный экологический надзор":
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- земельный надзор и надзор за отходами;
- за охраной озера Байкал и другими водными объектами;
- за лесной охраной на землях особо охраняемых природных территорий;
- в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях;
- в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- выполнять отдельные функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал...
- предъявлять... иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
И другие важные полномочия, продиктованные нуждами Байкала.