19.02.2017 10:08
Общество

Челябинские ростовщики включили "Отче наш" в рекламу своих услуг

Челябинские ростовщики включили в рекламу своих услуг молитву "Отче наш..."
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №37 (7203)
Управление Федеральной антимонопольной службы в Челябинске заинтересовалось рекламным календариком микрофинасовой организации "Удобные деньги" на 2017 год. На нем была напечатана молитва "Отче наш...". Устроенный УФАС опрос, есть ли в этом оскорбительность в отношении религиозного символа, показал, что 70 процентов уверены, что да. Слова молитвы "прости нам долги наша" в устах ростовщиков звучат издевательски. Пока опрос продолжается, УФАС напоминают, что по "Закону о рекламе" в ней не допускается использование религиозных символов.
Читать на сайте RG.RU

Рекламное сознание общества потребления - весело, креативно и утилитарно. Когда в режиме "мозгового штурма" набрасываются идеи для рекламных слоганов, обычно выключается критическое начало. Только так могут родиться понятия вроде "жидкий лед" или "холодный огонь".

На какой риск идут заемщики микрокредитов

Вероятно, тут оно тоже было выключено. Поскольку у ростовщиков нет иного смысла деятельности, кроме как вовремя вернуть долги с большими процентами, то в угаре креатива они либо не поняли смысл молитвы, либо сознательно решили сделать ее средством обмана.

Молитва "Отче наш..." - не подспорье тем, кто хочет вернуть долги. Она не призывает вернуть долги во чтобы то ни стало.

Смысл молитвы в противоположном - мы просим в ней Бога простить нам наши долги - этические ошибки и преступления - обидел, обманул, унизил другого, украл. А основанием для просьбы служит указание, что и мы прощаем долги другим "… Яко же и мы оставляем должником нашим".

Надо понимать, что тут не один размен чувствами и словами. Обидевший другого человека, прося прощения у Бога за свои грехи, старается сначала испросить прощения у того, кого обидел. Евангельский мытарь, при сборе налогов обманывающий налогоплательщиков, обсчитывающий их и присваивающий себе их добро, обратившись ко Христу и пожелав идти за ним, сказал, что возвернет тем, кого обидел, сверх меры. И возвернул. Высокая порядочность - естественное основание для христианина и его поступков.

Социологи: Микрокредиты в интернете берут вполне обеспеченные люди

Строго говоря, помещая "Отче наш…" на рекламном листке, микрофинансисты выносят себе моральный приговор. Для бизнесменов из микрофинансовых организаций, смысл и практика существования которых стали настоящей "головной болью" жизни современной России и сводятся к выколачиванию непомерно выросших процентов за долги (брал человек в долг 5 тысяч рублей, а вернуть от него требуют 100 тысяч), молитва означает, что участникам такого бизнеса не стоит рассчитывать на милость Божию. В том числе и потому, что они сами немилостивы к людям. Просто в силу "схем" своего бизнеса и мошеннического склонения людей к высокорискованным займам.

Но ростовщики могли напечатать молитву на рекламных листовках, как чистую приманку для наивных людей. Раз молитва, значит хорошее дело, гарантированы честность, порядочность и пр. Между тем как на экономической практике все будет ровно наоборот. Приходят лихие молодчики, если не с раскаленными утюгами, то с накаленными матюгами, и выколачивают огромные деньги у перехватившего 5 тысяч до зарплаты. Поступая так, "Удобные деньги" делают Бога рекламным участником своих малодобросовестных сделок. И тут им, пожалуй, подойдут слова других молитв "Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху", что в переводе на прагматический русский будет означать: не верьте им, обманывают, заманивают, обольщают.

Помещая "Отче наш..." на рекламном листке, микрофинансисты выносят себе моральный приговор

Сегодня в церкви есть дни, когда вспоминают погибших в дорожных катастрофах и произносят специальные проповеди об осторожной и ответственной езде, о недопустимости лихачества. Есть дни, когда вспоминают заключенных. Может быть, мы дождемся и проповедей от ответственном и осторожном личном экономическом поведении, о непозволительности впутывать себя в сомнительные сделки.

Выступая недавно в Госдуме в рамках Рождественских чтений, Патриарх прямо говорил о том, что "многие семьи в нашей стране пострадали от так называемых микрокредитов".

- Мелкие кредиты, краткосрочные займы предоставляются чаще всего малообеспеченным людям, которым 3-5 тысяч не хватает до зарплаты. Они берут кредит, не понимая, в какую долговую яму ввязываются. Эти займы предоставляются без формальностей, но под огромные проценты, доходящие до нескольких сотен. Полагаю, что это абсолютно аморальная практика - ростовщичество в самом хищническом своем проявлении, - резюмировал Патриарх.

Российская молодежь перестала отдавать кредиты

Заметив, что нередко подобные кредиты даются страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, а семьи этих людей ставятся перед необходимостью оплаты огромных набежавших за год сумм и иногда вынуждены продавать свое имущество, он призвал Госдуму поставить законодательную преграду на пути финансовых спекулянтов такого рода. И напомнил, что в дореволюционной России людей, которые наживались за счет бедняков, метко называли мироедами.

- Подобные "бизнесмены" не могут быть названы иначе, чем мироедами, своей жадностью подрывающими саму идею общественной справедливости, - сказал Патриарх.

Челябинские микрокредиторы оскорбили даже не столько чувства верующих, сколько общественную гражданскую мораль. Тем, что то ли обрядились в тогу праведности, то ли, сами того не понимая, изобличили себя.

Лучшее, что могло бы отрегулировать этот вопрос, - осознание "Удобными деньгами", что включать молитву в рекламу - крайне неудобно. Не в прагматическом смысле, а в этическом. Уж не говоря о том, что это запрещено законом.

Религия Финансовое право Челябинск Урал и Западная Сибирь