Рекламное сознание общества потребления - весело, креативно и утилитарно. Когда в режиме "мозгового штурма" набрасываются идеи для рекламных слоганов, обычно выключается критическое начало. Только так могут родиться понятия вроде "жидкий лед" или "холодный огонь".
Вероятно, тут оно тоже было выключено. Поскольку у ростовщиков нет иного смысла деятельности, кроме как вовремя вернуть долги с большими процентами, то в угаре креатива они либо не поняли смысл молитвы, либо сознательно решили сделать ее средством обмана.
Молитва "Отче наш..." - не подспорье тем, кто хочет вернуть долги. Она не призывает вернуть долги во чтобы то ни стало.
Смысл молитвы в противоположном - мы просим в ней Бога простить нам наши долги - этические ошибки и преступления - обидел, обманул, унизил другого, украл. А основанием для просьбы служит указание, что и мы прощаем долги другим "… Яко же и мы оставляем должником нашим".
Надо понимать, что тут не один размен чувствами и словами. Обидевший другого человека, прося прощения у Бога за свои грехи, старается сначала испросить прощения у того, кого обидел. Евангельский мытарь, при сборе налогов обманывающий налогоплательщиков, обсчитывающий их и присваивающий себе их добро, обратившись ко Христу и пожелав идти за ним, сказал, что возвернет тем, кого обидел, сверх меры. И возвернул. Высокая порядочность - естественное основание для христианина и его поступков.
Строго говоря, помещая "Отче наш…" на рекламном листке, микрофинансисты выносят себе моральный приговор. Для бизнесменов из микрофинансовых организаций, смысл и практика существования которых стали настоящей "головной болью" жизни современной России и сводятся к выколачиванию непомерно выросших процентов за долги (брал человек в долг 5 тысяч рублей, а вернуть от него требуют 100 тысяч), молитва означает, что участникам такого бизнеса не стоит рассчитывать на милость Божию. В том числе и потому, что они сами немилостивы к людям. Просто в силу "схем" своего бизнеса и мошеннического склонения людей к высокорискованным займам.
Но ростовщики могли напечатать молитву на рекламных листовках, как чистую приманку для наивных людей. Раз молитва, значит хорошее дело, гарантированы честность, порядочность и пр. Между тем как на экономической практике все будет ровно наоборот. Приходят лихие молодчики, если не с раскаленными утюгами, то с накаленными матюгами, и выколачивают огромные деньги у перехватившего 5 тысяч до зарплаты. Поступая так, "Удобные деньги" делают Бога рекламным участником своих малодобросовестных сделок. И тут им, пожалуй, подойдут слова других молитв "Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху", что в переводе на прагматический русский будет означать: не верьте им, обманывают, заманивают, обольщают.
Сегодня в церкви есть дни, когда вспоминают погибших в дорожных катастрофах и произносят специальные проповеди об осторожной и ответственной езде, о недопустимости лихачества. Есть дни, когда вспоминают заключенных. Может быть, мы дождемся и проповедей от ответственном и осторожном личном экономическом поведении, о непозволительности впутывать себя в сомнительные сделки.
Выступая недавно в Госдуме в рамках Рождественских чтений, Патриарх прямо говорил о том, что "многие семьи в нашей стране пострадали от так называемых микрокредитов".
- Мелкие кредиты, краткосрочные займы предоставляются чаще всего малообеспеченным людям, которым 3-5 тысяч не хватает до зарплаты. Они берут кредит, не понимая, в какую долговую яму ввязываются. Эти займы предоставляются без формальностей, но под огромные проценты, доходящие до нескольких сотен. Полагаю, что это абсолютно аморальная практика - ростовщичество в самом хищническом своем проявлении, - резюмировал Патриарх.
Заметив, что нередко подобные кредиты даются страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, а семьи этих людей ставятся перед необходимостью оплаты огромных набежавших за год сумм и иногда вынуждены продавать свое имущество, он призвал Госдуму поставить законодательную преграду на пути финансовых спекулянтов такого рода. И напомнил, что в дореволюционной России людей, которые наживались за счет бедняков, метко называли мироедами.
- Подобные "бизнесмены" не могут быть названы иначе, чем мироедами, своей жадностью подрывающими саму идею общественной справедливости, - сказал Патриарх.
Челябинские микрокредиторы оскорбили даже не столько чувства верующих, сколько общественную гражданскую мораль. Тем, что то ли обрядились в тогу праведности, то ли, сами того не понимая, изобличили себя.
Лучшее, что могло бы отрегулировать этот вопрос, - осознание "Удобными деньгами", что включать молитву в рекламу - крайне неудобно. Не в прагматическом смысле, а в этическом. Уж не говоря о том, что это запрещено законом.