На экраны вышла историческая драма российско-американо-белорусского производства "Пес Рыжий". Первый показ состоялся в Волгограде. В Москве картину представят 23 февраля, еще двумя днями позже - в Минске. В широкий прокат кино попадет только в ноябре.
Волгоград для премьеры выбрали потому, что в этом городе стоит единственный в России памятник собакам-подрывникам. С его фотографии в интернете и началась история "Пса Рыжего". Продюсеры заинтересовались деятельностью псов, уничтожавших немецкие танки, и вышли на писателя Виктора Крюкова. Его повесть и легла в основу сценария.
Во время Сталинградской битвы 28-й отдельный отряд собак-истребителей танков в составе 10-й дивизии НКВД уничтожил 63 танка и почти 500 вражеских солдат и офицеров. Всего в годы войны свыше 30 тысяч собак приняли участие в боевых действиях.
- Я рад, что в моей судьбе есть этот фильм. Рассказывать про войну сложно. Но мы постарались это сделать через отношения человека и собаки. Попытались показать дружбу на фоне войны, - говорит актер Александр Волков.
В фильме сыграли 12 собак. В заглавной роли - овчарка Норис из Минска.
- Дрессировали их так же, как это делали во время войны. Не кормили неделю - другого метода нет, - объясняет продюсер Сергей Жданович. - На обучение потратили месяц. Ни собаки, ни люди не пострадали. Хотя у нас никакой бутафории. Даже танки настоящие. Но важны не спецэффекты. Главное, чтобы на экране была "химия" отношений. Ведь не всякий человек сроднится с животным. Мы все влюбились в Нориса, и сам он относился к Саше Волкову как к своему хозяину и другу.
В 1940-х поступали так: на собак навешивали бутылки с коктейлем Молотова. Изначально пытались пойти гуманным путем: животные должны были сбрасывать груз под гусеницы танка и возвращаться к своим позициям. Но не сработало - псы терялись и не могли выполнить задание. Тогда выбрали более жестокий вариант. Приученные искать пищу под танками, голодные собаки бросались под бронированные машины фашистов и взрывались. "Согласен, способ варварский. Но лучше собака, чем человек", - так и высказался один из персонажей картины.
Фильм покажут в 50 странах мира. Даже на Украине дали согласие на его демонстрацию. В американском прокате, например, он пойдет под названием Red Dog. Такой выбор партнеры из США сделали, чтобы подчеркнуть ассоциации с Красной Армией.
- Отвечать на вопрос о бюджете фильма не в наших интересах. Могу лишь уверить, что это не десятки миллионов долларов. Значительно скромнее, - заявила продюсер Ольга Андрианова.
Ближайшие месяцы создатели намерены выставить картину на ряд кинофестивалей, в том числе и в Канны.