Мировой суд города Миасса в Челябинской области вынес решение по иску раздосадованного покупателя, которому в магазине отказались предоставить скидку на проданную по акции красную икру. В пользу пострадавшего взыскана разница в цене, компенсация морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.
Курьезная история с жителем Миасса Данилом Береговым произошла в одном из гипермаркетов известной сети. В торговом зале рядом с икорным прилавком он обнаружил рекламный плакат, в котором говорилось о 30-процентной скидке на "всю красную икру", вне зависимости от производителя и упаковки. Рядом имелось предупреждение о том, что время акции ограничено, а ценники на икру выставлены без учета скидки. И судя по истекающему сроку годности, рекламная компания имела целью сбыть залежалый товар.
Однако когда мужчина пришел к кассе с двумя банками деликатеса, его довольно грубо отчитали за то, что он неверно понял условия акции - якобы ценники на икру уже снижены. При этом объяснить, что в чем именно он ошибся при прочтении рекламы, отказались. Не смог прояснить ситуацию и менеджер торгового зала. И тогда Береговой решил оплатить икру и направить в адрес магазина письменную претензию. А когда там проигнорировали и ее, обратился в суд.
- "Секреты" рекламной компании представители торговой сети не раскрыли и во время рассмотрения иска, - сообщила помощник мирового судьи Наталья Долгушева. - Вместо этого они заявили, что покупать икру жалобщика никто не неволил. И если он не отказался от товара на кассе, то покупку следуют рассматривать как "добровольное волеизъявление" гражданина. Однако суд с такой позицией не согласился.
- По всей видимости, ответчики имели в виду норму закона о свободе договора, которой признается, что подписавший его человек заведомо согласен с условиями, - пояснил председатель правления общественной организации по защите прав потребителей Челябинской области Вячеслав Курилин. - Однако к ситуации со скидками эта норма не применима, и нужно вести речь о намеренном искажении информации, предоставленной потребителю.
Поскольку других аргументов у торгового учреждения не нашлось, суд признал факт нарушения прав потребителя и взыскал в пользу покупателя тысячу рублей компенсации морального вреда, 553 рубля штрафа за нарушение закона о защите прав потребителя и скидку в размере 107 рублей. Другими словами, за обман при продаже двух банок икры, магазин поплатился еще, как минимум, пятью.
Однако, как сообщил "РГ" сам истец, сумма компенсации для него принципиального значения не имела.
- Важно было наказать их за обман и хамство, - прокомментировал судебную победу Береговой. - Может теперь будут повежливее с покупателями.
В обществе защиты прав потребителей на исправление ситуации больших надежд не питают.
- Пускаясь в игры со скидками, торговые учреждения прекрасно понимают, что в случае "провала", они проиграют дело, - пояснил Вячеслав Курилин. - Для защиты своих прав покупателю нужно лишь зафиксировать факт обмана - скажем, сфотографировать условия рекламы, предоставить кассовый чек или привести в суд одного-двух свидетелей. Однако, из тысячи введенных в заблуждение покупателей в суд обращаются единицы. А моральный ущерб обычно исчисляется настолько скромными суммами, что в итоге арифметика всегда складывается в пользу продавцов.