По словам начальника отдела развития туристско-рекреационного комплекса и курортов минтуризма КЧР Хасана Канаматова, в 2017-2020 годах резиденты особой экономической зоны в Архызе намерены создать более 1,6 тысячи новых мест размещения. Сейчас здесь достраивают гостиничный комплекс Eski-place, есть договоренность об открытии отеля международной сети Holiday Inn. Сегодня же курорты региона с учетом частного сектора могут единовременно принять около 12 тысяч человек.
Как отмечает генеральный директор АО "Курорты Северного Кавказа" Олег Горчев, рост туристического потока является одним из главных показателей, на который ориентируются потенциальные инвесторы, заинтересованные в строительстве отелей, ресторанов, развлекательных комплексов и других объектов коммерческой инфраструктуры. В Архыз же турпоток с декабря 2013 года превысил полмиллиона человек. При этом в 2015-м рост по отношению к предыдущему сезону составил 25 процентов, а в 2016-м - 30. И, согласно прогнозам, в 2017 году количество отдыхающих вырастет еще на 35-40 процентов.
- Возможности горнолыжной инфраструктуры Архыза - а это три канатные дороги пропускной способностью 6600 лыжников в час - существенно опережают возможности размещения на курорте. Это часть продуманной стратегии опережающего спроса, позволяющей инвесторам убедиться в востребованности туристического направления и стимулирующей их к строительству новых объектов, - считает Горчев.
По его словам, масштабный ввод в эксплуатацию гостиниц продолжится - резиденты курорта планируют к сезону 2017/2018 открыть около 880 номеров.
А на днях в Министерстве экономического развития РФ было рассмотрено восемь проектов резидентов туристического кластера на Северном Кавказе, объем заявленных инвестиций - 2,4 миллиарда рублей. Пересмотрено в сторону увеличения финансирование строительства гостиниц и ресторанов семью резидентами Архыза и одним - Приэльбрусья.
- Суммарно на текущий момент, если учитывать заявки, одобренные на экспертном совете, резидентами ОЭЗ в Архызе запланировано создание около 7700 номеров, - уточнил Олег Горчев. - Таким образом, в перспективе у нас должны выравняться возможности номерного фонда и мощности горнолыжной инфраструктуры с учетом введения в эксплуатацию объектов на североориентированном склоне.
При этом в Минэкономразвития РФ порекомендовали резидентам вести строительство новых объектов в точном соответствии с согласованными проектами.
- Управляющие компании и министерство должны тщательно следить за тем, чтобы здания соответствовали тем макетам, которые были представлены. Мы хотим, чтобы Архыз стал курортом мирового уровня, в том числе за счет единого архитектурного облика. Я на это обращаю внимание, потому что, к сожалению, уже есть примеры, когда то, что возводят резиденты, не соответствует заявленным на экспертном совете конструкциям и макетам, - отметил заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский.
Василий Пахолюк, президент Ассоциации отельеров Сочи:
- Перед тем как браться за какой-то бизнес, обязательно нужно провести мониторинг рынка услуг, узнать, где есть спрос, но пока еще нет адекватного предложения. Все, конечно, помнят предолимпийский бум строительства гостиниц в Сочи. Понятно, что время для этого было очень благодатное: ведь мы знали - люди приедут и номерной фонд на первых порах точно будет востребован. А дальше, как говорится, все в наших руках. Нам помог активный пиар города как будущей олимпийской столицы, но это все равно не стало определяющим фактором. Ведь каждый сам решал, где именно строить (в горах или на побережье), какого уровня делать отель (с номерами подороже или подешевле).
Спрогнозировать интерес клиента можно, лишь имея полную информацию о рынке. Популярность территории, где строишь гостиницу, - важный нюанс, но в приоритете все же потребности туристов. Нужно знать, чего не хватает на курорте - дешевого сегмента (до трех звезд) или, наоборот, требуются только пятизвездочные отели.
Уже построив гостиницу, необходимо озадачиться дальнейшим ее продвижением. Тут придется выбирать: взять управление этим бизнесом в свои руки (это подходит мини-отелям), передать его российским профессионалам, которых, кстати, сейчас много, или же иностранцам. А дальше уже знакомый многим сценарий: чтобы поддерживать интерес к отелю, нужна самореклама, введение новых технологий бронирования, понимание, чего хочет клиент, при разработке различных услуг, скидок и акций. Но все же главное - это высокий сервис. Можно построить отличное здание в шикарном месте, но, если персонал начнет хамить, а на ресепшене будут невнимательны к гостям, все бесполезно.
Судя по данным статистики, усилия отельеров в Сочи не прошли даром. Конечно, удача улыбнулась не всем, но большинство не прогадали и сумели отлично здесь развернуться. В итоге загрузка местных средств размещения весьма приличная не только во время пляжного и зимнего сезонов, когда она достигает 90-100 процентов, но и в межсезонье (в среднем не менее 70 процентов).
Тем временем
Не забыли предприниматели и о развитии всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Теберда-Домбай". Например, в микрорайоне "Пихтовый мыс" в Домбае уже выделен участок под восьмиэтажную гостиницу площадью 4850 квадратных метров и кафе на 500 мест.