02.03.2017 15:00
Общество

Почему жильцы Новосибирского дома ветеранов превратились в должников

Жильцы дома ветеранов превратились в хронических должников
Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №44 (7210)
Новосибирский дом ветеранов "поставил на счетчик" десятки пожилых людей. Беспомощным старикам уже предъявили по тридцать-сорок тысяч рублей долга перед социальным учреждением, и суммы продолжают расти. По словам ветеранов, администрация требует внести деньги в кассу, угрожая судом и выселением.
Читать на сайте RG.RU

У старшей по пятому этажу дома 79-летней Марии Яценко долг самый скромный - "всего" около 22 тысяч. Это, как официально уведомили ее в Новосибирском доме ветеранов, "набежало" за полтора года - с января 2015-го по июль 2016-го. У ее соседей задолженности посолидней: "38 тысяч мне насчитали! А где я их возьму?" - жалуется женщина, с которой я сталкиваюсь в доме ветеранов у лифта.

Соцзащита отказалась оплачивать питание собаки-поводыря слепой девочки

Почему старики угодили в долговую яму? В региональном минсоцразвития этот прискорбный факт объясняют изменениями федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в РФ". Поправки в закон вступили в силу с января 2015-го, и, как считают новосибирские чиновники, с тех пор за соцобслуживание в стационаре "постояльцы" должны отдавать 75 процентов всего дохода. Раньше к пожилым людям относились мягче - плата за услуги в доме составляла 75 процентов только от пенсии старика, а ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которую получают инвалиды, никто не трогал.

Правда, в законе формулировки не так однозначны - там сказано, что плата "не должна превышать 75 процентов дохода" и взиматься в соответствии с тарифом. И просто так "списать" дополнительные деньги со счетов стариков закон не дает - нужно волеизъявление получателя социальной услуги. Проще говоря, ветеран должен добровольно поставить свою подпись под заявлением, согласившись платить больше. С этим вышла заминка.

- На этапе внедрения механизмов, предусмотренных новыми федеральными требованиями, в учреждениях стационарного социального обслуживания возникали признаки непонимания и неприятия перемен. Мы как министерство были этим обеспокоены, - говорится в ответе регионального минсоцразвития на запрос "РГ". - Ряд граждан отказался писать заявления о перечислении 75 процентов ЕДВ в счет платы за социальные услуги. Это и привело к образованию нежелательной задолженности.

Как утверждает Мария Яценко, "ряд граждан" - это большая часть из 500 жильцов Новосибирского дома ветеранов. По ее словам, заявления о добровольном "расставании" с ЕДВ подписали единицы. Остальные отказались и до сих пор держат оборону. Их легко понять - например, на лекарства Мария Яценко в месяц тратит около четырех тысяч рублей. Отдай эти деньги стационару (а в месяц с нее примерно столько и требуют), и останешься без дорогих, но необходимых препаратов. В минсоцразвития стыдливо называют все это "шероховатостями", объясняя их "привычками" и "преклонным возрастом" подопечных. Привыкли, понимаешь ли, принимать дорогие лекарства. Надо отвыкать.

"Особенности нового порядка расчета объясняются на общих собраниях в доступной форме", - пишут "РГ" чиновники. Про "доступную форму" Мария Яценко с товарищами по борьбе рассказывают красочно. "Кузьминична, все! Плати!" - это слова директора дома ветеранов Евгения Рериха. "Подписывай или в суд, а потом - за ворота!" - это "нажим" представителя администрации Ирины Мордвиновой. Куда уж доступнее?

Неужели Новосибирский дом ветеранов вот-вот опустеет, выселив "должников"? Прокомментировать такие "шероховатости" "РГ" попросила прокуратуру Новосибирской области. И, как выяснилось, надзорный орган с позицией минсоцразвития не согласен. "Новый порядок оплаты касается только тех получателей соцуслуг, которые заселились в дом ветеранов позже 1 января 2015 года, когда изменения в законе вступили в силу, - ответила первый заместитель прокурора области Любовь Кузьменок. - Те, кто заключил договор раньше, продолжают получать услуги на условиях, предусмотренных в этом договоре, на них новые требования не распространяются. Никаких судов и выселений мы не допустим".

Таганрогским ветеранам предложили самостоятельно зайти за подарками к 9 мая

За такие новости Мария Яценко благодарила корреспондента "РГ" много-много раз. Она живет в доме ветеранов с 2013-го, а ее соратники поселились здесь еще раньше, и идти им некуда. А требования администрации "Плати!" приобретают, так сказать, все более доступную форму.

Кстати, в прокуратуре пообещали проверить и формирование тарифов на социальные услуги в Новосибирской области. Ведь очевидно, что тариф должен быть единым для всех обитателей одного учреждения - а ветераны платят разные суммы, поскольку пенсии у всех разные. Насколько это законно, станет ясно позже.

P. S.

А теперь - последний штрих. Пока "РГ" готовила эту публикацию, директора Новосибирского дома ветеранов Евгения Рериха задержали по подозрению в крупном мошенничестве. По данным следствия, Новосибирский дом ветеранов заключал фиктивные договоры о поставках продуктов. В частности, фирма-однодневка закупила продуктов на 5,1 миллиона рублей, а дому ветеранов поставила их уже за 8,2 миллиона. Похищено более трех миллионов бюджетных средств. Что характерно, с ветеранов за питание плату берут, и хотели бы брать еще больше. Стало быть, одной рукой отбираем у старух последние копейки, другой - тащим в свой карман бюджетные миллионы? "РГ" будет следить за развитием событий.

Соцзащита Новосибирск Сибирь