06.03.2017 22:34
Культура

В "Русском музее" открылась выставка Борисова-Мусатова и "Голубой розы"

В "Русском музее" открылась выставка Борисова-Мусатова и "Голубой розы"
Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №47 (7213)
Выставку "Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества "Голубая роза" можно считать юбилейной: ровно 110 лет назад "Голубая роза" впервые заявила о себе, назвав так свою первую экспозицию. Потом по названию этой выставки художники именовали и свое объединение.
Читать на сайте RG.RU

Примечательно, что в том же году состоялась и посмертная (она же - первая персональная) выставка Борисова-Мусатова. Он умер за два года до этого события, совсем еще молодым - 35 лет, но для "голуборозовцев" успел стать кумиром.

Сегодня кажется, что и сам этот символистский термин "Голубая роза", позаимствованный из стихотворения Бальмонта, члены объединения выбрали не только потому, что он означал несбыточную мечту, нечто неизъяснимо прекрасное, но и из-за пристрастия художников к голубой гамме. Достаточно посмотреть на восточные полотна Павла Кузнецова, хрестоматийные работы самого Борисова-Мусатова (Автопортрет с сестрой, "У водоема"), восхитительные пейзажи Николая Крымова или Петра Уткина, некоторые почти абстракции Николая Милиоти...

- Многие работы зрителям, конечно, хорошо знакомы, - сказала на открытии выставки заместитель директора музея Евгения Петрова. - Многие выставлены в нашей постоянной экспозиции. Но в данном случае нам было важно показать тот слой, то взаимопроникновение влияний, в котором эстетика "Голубой розы" развивалась.

В Москве открылась выставка акватинт по "Анне Карениной"

Примечательно, что многие из участников объединения предугадали рождение самых разных направлений изобразительного искусства. Из символизма "Голубой розы" выросли, например, экспрессионизм Сарьяна, неоклассицизм Крымова, многие находки последующих авангардистов. В пейзаже Николая Феофилактова "Пейзаж со скульптурой" явственно прочитывается даже сюрреализм в духе Кирико.

Сегодня зритель бродит среди этой воздушной красоты как зачарованный. То самое, что невозможно определить словами - то ли дух, то ли волнение чувств - дышит с полотен "голуборозовцев" абсолютно внятно, ощутимо. И странно представить, что век назад почтенный критик Владимир Стасов писал об их выставках: "Самые нелепые легенды и фантазии, в которых никакого толка невозможно добраться... Между тем эти люди очень были бы способны... писать верно и изящно предметы с натуры. Могли бы писать хорошо, да не хотят".

Не хотели, да: изображать предметы реального мира реалистическим же образом им было просто неинтересно. Им было важнее ухватить отражение некоего "горнего духа", что является нам в снах, видениях, мечтах. А между тем среди голуборозовцев было немало превосходных рисовальщиков. В экспозиции представлено более 80 работ. Среди них рисунки малоизвестных сегодня графиков (например Ивана Кнабе), изяществу и тонкости которых мог бы позавидовать Дюрер. Не случайно многие из "голуборозовцев" сотрудничали с самыми изысканными журналами Серебряного века - "Мир искусства", "Золотое руно". А многие становились замечательными театральными художниками - Сергей Судейкин, Николай Сапунов. Их полотна на темы театра, эскизы театральных костюмов и декораций тоже представлены на выставке.

Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад