- Сейчас поменялся состав публики, потому что киноманы - это в основном молодые работающие люди, и "Иллюзион" уже не кинотеатр для пенсионеров, как он был какое-то время назад, - рассказывает Петр Багров. - Никто не пойдет смотреть немое кино днем в понедельник, потому что все работают. И поэтому мы стараемся потенциально ударные сеансы архивных фильмов давать вечером - это вещь очень неожиданная. Они заняли время и нишу массовых комедий, надеюсь, успешно.
У нас на фестивале три гостя-классика. Фильм-шедевр "Был месяц май" представит его создатель Марлен Хуциев. Это одна из лучших картин о войне, вообще когда бы то ни было снятая, телевизионный фильм, который на пленке увидеть невозможно. Существовала одна копия во ВГИКе, заезженная чуть ли не до дыр. И мы, наконец, напечатали новую на пленке. Это первая возможность за десятилетия увидеть хорошую копию фильма в кинозале, на большом экране, на кинопленке.
Еще одна вещь, которую мы вместе с Гостелерадиофондом отреставрировали - картина "Судьба моя - КамАЗ" Александра Аскольдова. Его вы найдете в любой энциклопедии как режиссера одного фильма - "Комиссара". И более ничего. Хотя после запрета "Комиссара", когда он был выброшен ото всюду и стал персоной нон грата, Аскольдов снял две документальные картины, и одна из них - очень интересная. Хотя он сам недоволен был результатом, потому что фильм был сильно изрезан. "Судьба моя - КамАЗ" действительно очередная стройка социализма, но здесь это такая страшная выжженная земля и люди, которые пытаются там выжить... И тут же Елабуга, где Марина Цветаева покончила с собой... Шикарный культурный контекст. Для нас большим достижением было просто доказать, что у Аскольдова есть еще одна картина, что этот фильм не потерян.
И, наконец, наш третий гость и друг - Юлий Файт. Режиссер того же самого легендарного курса Михаила Ромма, где учились Тарковский, Шукшин и Митта. Файт учился там же. Ближайший друг Шпаликова, сделавший прелестную, очень странную картину "Мальчик и девочка" с Бурляевым и Богуновой... Это советские "Шербурские зонтики", я такого безумного цвета не видел нигде в те годы. В то время фильм прошел незамеченным, а сейчас, судя по телевидению, становится просто одним из символов кино 60-х годов. Слава богу, что при жизни автора. Мы восстановили сцену, которую тогда вырезали за жуткий эротизм по тем меркам: лежат полуобнаженные герои - мальчик и девочка в траве, и понятно, что отношения их не платонические... Мы вставили вырезанную сцену, для режиссера фильма она была важна. И будет вечер Юлия Файта, с показом этой картины и двумя его другими.
Потом тема столетия революции, которой мы посвятили фестиваль, но решили обойтись без "Ленина в Октябре", без всего этого канона. Показываем фильм "Перед судом истории" Фридриха Эрмлера, посвященный Василию Шульгину, одному из идеологов Белого движения. Фильм делался в 65-м году, его парадокс в том, что режиссер Эрмлер, такой оголтелый коммунист, снимает почти признание в любви столь же оголтелому монархисту. И Шульгин там совершенно очарователен, он переигрывает всех советских историков. И тогда картина была сенсационной, и с каждый годом смотрится живее и живее, оттого, что игровыми средствами снимается документальное кино - настоящее, глаз не оторвать.
Еще парадоксальные вещи про революцию. Картина "На одной планете" - не шедевр советского кино, но очаровательный фильм, в котором Ленина играет Смоктуновский. Он только что снялся в роли Гамлета, и с этими узнаваемыми гамлетовскими интонациями играет абсолютно ленинскую эксцентриаду. Смотришь как комедию.
Или "Шестое июля" Юлия Карасика. Фильм построен как такая документальная хроника попытки меньшевистского переворота. Роскошная Алла Демидова - по-моему, это ее лучшая роль в кино - Маруся Спиридонова. Это фильм, который в прокате обогнал "Доживем до понедельника". Можно больше ничего о нем и не говорить. Ленинская картина, вроде, казалось бы, кому она нужна. А смотрится как детектив, такое мрачное хроникальное кино, жесткое и совершенно современное. Такая вот у нас революция...