Рост по плану
У Екатеринбурга, как и у многих мегаполисов, большие амбиции. Он стремится стать наравне с крупнейшими городами мира по уровню сервиса, комфорта, международной узнаваемости. И по многим показателям лидирует среди российских миллионников, намереваясь дотянуться до Москвы и Санкт-Петербурга. Администрация Екатеринбурга не пускает этот процесс на самотек: здесь озаботились созданием стратегического плана развития города еще в 1999 году, первыми в стране. Теперь мэрия уральской столицы, опять же впереди России всей, решила заняться долгосрочным прогнозированием.
- Часть показателей стратегического плана мы давно перевыполнили, но есть и такие, которые не достигнуты по объективным причинам. Например, проект "Телефон для всех" с развитием сотовой связи стал просто не нужен, но еще в 2002 году это было неочевидно, - объяснил необходимость создания научно обоснованного прогноза начальник департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексей Прядеин.
Снова купеческий
С начала века облик уральского миллионника, фактически уже закрепившего за собой статус "третьей столицы", заметно изменился. Город стал более современным, оброс небоскребами и покрылся частой сетью учреждений торговли, сервиса, общепита, индустрии развлечений. Жить здесь, безусловно, стало комфортнее. Однако, участвуя в "гонке за лидерами", Екатеринбург рискует потерять свое лицо, утратить уникальную структуру экономики, считает завотделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.
- За последние 15 лет произошла деиндустриализация Екатеринбурга, - констатирует эксперт.
По ее данным, еще в 2000 году доля промышленности в экономике города держалась на уровне половины, торговля же занимала треть. Сегодня соотношение иное - 37 процентов к 40,5. Счет может и дальше меняться в пользу торгово-сервисного сектора, но гораздо перспективнее сохранить паритет ведущих отраслей, считает доктор экономических наук.
Работая по заказу мэрии над прогнозом до 2035 года, ученые Института экономики проанализировали огромное количество статистических данных, выявили противоречия в развитии Екатеринбурга, определяющие и основные тренды.
Развитие торгово-сервисного сектора, безусловно, идет городу на пользу, способствует притоку инвестиций, развитию транспорта и логистики, других смежных направлений. Однако этот процесс имеет предел: в какой-то момент он наткнется на инфраструктурные ограничения. Кроме того, рост коммерции зависит от динамики доходов населения: если этот сектор будет увеличиваться в ущерб промышленному, неизбежно их снижение, ведь уровень зарплат в торговле, общепите, индустрии гостеприимства значительно ниже, чем на заводах.
- Со снижением доли промышленности в экономике мы теряем рабочие места, причем высокооплачиваемые. А основа индустрии Екатеринбурга - высокотехнологичные оборонные предприятия, там уровень квалификации специалистов на порядок выше, чем в торговле, - отмечает Виктория Акбердина.
Пройти развилки
Экономисты исследовали восемь возможных траекторий развития города, проработали все возможные развилки и в итоге сформировали три сценария.
Первый, инерционный, предполагает в основном развитие торгово-сервисного сектора экономики в условиях умеренных инвестиций и миграции. Он наименее рискованный: прогнозных показателей в этом случае можно достичь, "ничего не делая". В итоге к 2035 году соотношение промышленности и торговли в экономике города будет 30 к 50.
Следующий вариант - базовый, он рассчитан на умеренный рост всех отраслей.
Наиболее перспективный сценарий - инновационный, так называемая "новая индустриализация". Хотя он и сопряжен с максимальными рисками, наградой будет пропорциональное развитие всех секторов экономики, поскольку рост промышленности потянет за собой и транспорт, и логистику, и торговлю. При этом увеличится доля малого и среднего инновационного бизнеса в экономике, улучшится и демографическая, и экологическая ситуация. Криминогенная пойдет на спад.
- Некоторые ошибочно считают, что снижение доли промышленности позволит решить экологическую проблему в городе. Это не так. Дело в том, что 85 процентов выбросов в атмосферу дает автотранспорт и лишь 15 - промышленные предприятия. При этом их строго контролируют, и они планомерно снижают уровень загрязнения, - добавляет Виктория Акбердина.
Кстати, работая над прогнозом, сотрудники института изучили опыт ряда европейских городов, имеющих схожую структуру экономики, - Лиона, Мюнхена, Кельна и других. И пришли к выводу, что там аналогичный тренд - реиндустриализация на новом технологическом уровне.
Одним словом, наука явно рекомендует третий путь. Что выберет городское сообщество, покажет время.
- К сожалению, федеральный закон о промышленной политике исключил муниципальную власть из этой цепочки. Но все же мы можем оказывать влияние на ситуацию, формируя партнерские отношения с бизнесом, общественными организациями. Администрация города однозначно выбирает инновационный путь - на него будет ориентирована стратегия. Ведь у торговли есть потолок, а у индустрии его нет. Если не начнет развиваться промышленность, мы исчерпаем свой потенциал, - подытожил Алексей Прядеин.