Росстат подсчитывал исполнение консолидированных бюджетов регионов (казна субъекта Федерации совместно с бюджетами муниципалитетов). По итогам прошлого года в целом доходы превысили расходы только в Центральном федеральном округе, остальные семь округов оказались в дефиците.
Однако общий показатель совокупного бюджетного дефицита стал минимальным за последние девять лет, пишет в одном из обзоров директор центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. По его оценке, это произошло благодаря сдерживанию расходов регионами. "Регионы в своей бюджетной политике перестали реагировать на краткосрочные позитивные колебания доходов", - констатирует Дерюгин.
По мнению аналитика, улучшение этих параметров позитивно сказалось на динамике госдолга регионов: "Так, несмотря на некоторый рост его номинального объема с 2,32 триллиона рублей на 1 января 2016 года до 2,35 триллиона рублей на 1 января 2017 года, его отношение к объему доходов региональных бюджетов сократилось за тот же период с 36,5 до 33,8 процента, а к ВВП - с 2,8 до 2,7 процента". Несмотря на это, общий накопленный объем госдолга бедных регионов остается на высоком уровне, предупреждает он.
По данным Росстата, максимальный дефицит консолидированного бюджета (в денежном выражении) в 2016 году продемонстрировал Санкт-Петербург - 19,32 миллиарда рублей. Крупные дефициты бюджетов отмечены у Красноярского края, Крыма, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и Удмуртии (от 7,94 миллиарда до 15,2 миллиарда рублей).
По сравнению с доходами региональных бюджетов, у Санкт-Петербурга и ХМАО достаточно небольшие дефициты - только 4,2 процента доходов, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Александр Шураков. Кроме того, они отличаются невысоким уровнем долговой нагрузки и могут "позволить" себе дефицитный бюджет, считает он. При этом, например, у той же Удмуртии высокий дефицит бюджета (11,3 процента доходов) сопряжен с большим накопленным долгом в 48 миллиардов рублей, добавляет Шураков.
Безоговорочным лидером по профициту консолидированного бюджета в прошлом году стала Москва с результатом 115,6 миллиарда рублей, следует из данных Росстата. В Башкортостане, занявшем второе место по этому показателю, профицит в разы скромнее - 10,1 миллиарда рублей.
Также в лидеры по профициту консолидированных бюджетов в прошлом году выбились Московская область, Алтайский край и Вологодская область (от 4,68 миллиарда до восьми миллиардов рублей).
Профицит этим регионам (кроме Москвы) дал рост собственных доходов региональных бюджетов (поступления по налогу на прибыль, НДФЛ, акцизы), опередивший рост региональных расходов, рассказывает Шураков. "У Москвы существенная часть профицита обусловлена получением доходов от размещения на депозитах временно свободных средств (64 миллиарда при профиците 115 миллиардов рублей)", - говорит аналитик. По его словам, Башкортостан и Московская область также частично вышли в профицит этим способом.