Институту банкротств граждан немногим более года, а его популярность уже выше, чем у корпоративных банкротств. Он начал работу в октябре 2015 года. По итогам 2016 года несостоятельными признаны 20 тысяч граждан и 13 тысяч компаний, говорят данные Федресурса.
Люди рассматривают несостоятельность как способ списать непосильные долги, а компании - как не слишком славное завершение деятельности, поясняет Алексей Юхнин, руководитель проекта "Федресурс". "При этом потенциальных банкротов среди граждан больше, а изменения в законодательстве направлены на повышение доступности несостоятельности для малоимущих", - пояснил он.
Изменения произошли и в судебной практике. Раньше суд признавал обоснованными заявления о банкротстве только тех граждан, у которых были средства для выплат кредиторам. "Ситуация поменялась после решения Верховного суда в январе 2017 года. В деле жителя Тюменской области Александра Волкова Верховный суд указал, что право гражданина на использование установленного государством механизма потребительского банкротства не может быть ограничено только на том основании, что у него отсутствует имущество, составляющее конкурсную массу", - напомнил Юхнин.
Этот же принцип заложен в законопроект, разработанный минэкономразвития. Упрощенная процедура предполагает, что гражданин сможет сам, без финансовых управляющих, подавать в арбитражный суд заявление о банкротстве и обращаться к нотариусу или арбитражному управляющему для включения сведений в реестр.
"Изменения дадут возможность гражданам пройти упрощенную процедуру банкротства, имея обязательства на сумму от 50 до 900 тысяч рублей", - уверен Алексей Юхнин. Правда, есть ограничения. Число кредиторов может быть не более десяти, средний остаток по счетам в течение полугода - не больше 50 тысяч рублей, а ежемесячный доход - не больше трех прожиточных минимумов.
Законопроект будет доработан в этом году и, скорее всего, может быть принят в осеннюю сессию. Сейчас он находится на согласовании с ведомствами (минфин, минюст и пр.). Однако о вступлении изменений в силу пока говорить преждевременно, констатировала "РГ" помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина.