МЦК, по которому еще недавно ходили лишь грузовые поезда на тепловозной тяге, сегодня - самая современная транспортная система России. Машинисты здесь могут вообще не смотреть в окно - все сигналы им приходят на бортовой компьютер. На основных путях дороги нет даже светофоров - поезда управляются через космос с помощью системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС. "Машинист благодаря компьютеру знает до миллиметра, на каком расстоянии от него находится впереди идущий поезд, - говорит Иван Паристый, главный инженер Московской дирекции управления движения МЖД. - Тем самым обеспечивается полная безопасность движения поездов, интенсивнейший график".
В управлении МЖД на стене диспетчерской смонтирована огромная электронная схема МЦК. На ней в режиме онлайн видно все, что происходит на кольце: где в данный момент находятся все поезда, где какие сигналы включены. Там, где задержка поезда, зеленый составчик на схеме сначала желтеет, а потом, при задержке более 5 минут, краснеет. Диспетчеру сразу становится видно: что-то пошло не так.
Пока в этом случае диспетчеры в управлении МЖД берут управление на себя и "вручную" восстанавливают тактовое расписание. Напомню, поезда на МЦК в час пик идут раз в 6 минут, в остальное время - раз в 12 минут. Диспетчерам помогают дежурные по станциям на местах. Но уже через год основную работу возьмет на себя компьютер - дежурных распределят по другим направлениям. Интеллектуальная система управления уже создана, просто пока она "учится" у живых диспетчеров. Программа установлена в их компьютерах и накапливает информацию обо всех нештатных ситуациях на МЦК и способах их решения, принимаемых людьми - суперпрофессионалами с огромным опытом работы. Их специально отбирали для работы на МЦК. Когда программа накопит необходимый "багаж" больших данных, она сама сможет предложить диспетчеру варианты, как поступить в том или ином случае. В ее распоряжении окажется полная информация: график движения, ограничения скорости, стрелки, возможности объезда-заезда. Диспетчеру останется нажать кнопку и выбрать подходящий вариант. Необходимые команды получат и машинисты, и электрические стрелки, и депо, если нужно, например, вывести на линию дополнительный состав.
В перспективе же на МЦК планируют запустить беспилотные электропоезда. "Ласточки", собранные в Верхней Пышме, имеют такую техническую возможность. "Поезда могут ездить по системе передачи электронных предупреждений на борт, - говорит Иван Паристый. - Сейчас в кабине машиниста при движении находятся машинист и его помощник, но мы проводим планомерную работу, которая позволит управлять "Ласточкой" сначала одному машинисту, без помощника, а затем вообще ходить в беспилотном режиме".
Пока же дело до беспилотных поездов еще не дошло, для электронного мозга МЦК есть другая задача - сокращение интервалов. Напомню, столичные власти уже сообщали о планах довести промежутки между поездами в час пик до 4 минут, а в остальное время - до 8 минут. Для этого на кольцо решено добавить еще 13 поездов. И уже к лету интервалы должны сначала сократиться до 5 и 10 минут, а затем до 4 и 8.
Кстати
Если МЦК стало первым цифровым кольцом, то скоро в Московском регионе появится и первый цифровой радиус - аналогичный принцип работы с тактовым расписанием будет внедрен на направлении Москва - Усово, которое сейчас активно реконструируется.
Диспетчерская МЦК