Город металла и музыки
- Запрещаю педагогам ругать детей за то, что они шумят. Ребенок бежит по коридору и кричит от переполняющих его чувств. Это же здорово! Мы, взрослые, себе такой роскоши позволить уже не можем, - говорит директор южносахалинской детской школы искусств "Этнос" Наталья Эйдинова.
Ей с детства врачи не разрешали многого из того, что составляло основу игр и общения детворы. Не то что бегать - даже быстро ходить нельзя было. Наташа родилась болезненным ребенком, ей рано поставили сложный кардиологический диагноз.
- Вечные больницы, страшная грусть. Помню, папа приходил, писал докторам расписку и забирал меня домой под свою ответственность,- вспоминает Наталья Семеновна.
В теплое время года мама выносила во двор раскладушку, на которой лежала Наташа. Вокруг девочки собиралась вся окрестная детвора, и начинались интеллектуальные игры.
Ее папа - народный артист РСФСР Семен Григорьевич Эйдинов, дирижер-хоровик, основатель и первый директор Магнитогорского музыкального училища, мама - вокалистка. Добрую половину детства Наташа провела с ними в учебных классах.
Магнитогорск в пору ее отрочества получил неофициальное звание "город металла и музыки".
- Я ею дышала с ранних лет, - улыбается Эйдинова.
Поэтому после окончания школы других дорог, кроме музыкальной, дирижерской, она не представляла.
Врачи были категорически против. Они говорили: никаких нагрузок, только теоретическая специальность. Наташа спросила отца: "Папа, ты хочешь, чтобы твоя дочь была счастлива? Тогда отпусти меня учиться на дирижера". И он пошел покупать билеты до Москвы.
Наталья Эйдинова стала студенткой московского музыкального училища имени Гнесиных. Училась легко. В родной Магнитогорск вернулась с "красным" дипломом.
Синева Сахалина
Семен Григорьевич Эйдинов умер практически на сцене, он чудом довел до конца партию из оперы "Иван Сусанин". Сделав последний взмах дирижерской палочкой, прошел несколько шагов в кулисы и упал бездыханный.
- Папа был для меня осью земной, и после его ухода я не могла жить в Магнитогорске. Меня там воздух душил, - вспоминает Наталья Эйдинова.
Повстречался однокурсник по московскому училищу, который не раздумывая выпалил: "Наташа, переезжай с мужем к нам, на Сахалин…"
- Коля, а где это? - вырвалось у нее в ответ.
Остров их встретил густой синевой неба, которая в тот день сливалась с морской синью. В промышленном Магнитогорске, по словам Натальи Семеновны, часто падал черный снег. Ей с супругом казалось, что в самом начале сахалинской жизни они не дышали, а пили воздух большими глотками.
Их первый островной адрес - райцентр Красногорск. Детская музыкальная школа там располагалась в деревянном бараке с неказистой печкой.
- Но рядом море! И для нас не было никакой разницы, дымила печка или нет, - говорит Наталья Эйдинова.
Она, профессиональный дирижер, преподавала все, включая музыкальную литературу. Спасало великолепное знание оперной классики. Дети слушали ее не дыша.
Скоро о музыкальной школе Красногорска заговорили на Сахалине, ее ученики стали побеждать на региональных конкурсах.
Но Эйдиновой в райцентре было тесно. Жили, так и не разобрав до конца контейнер с вещами. Узнав, что в областном центре требуется руководитель русского народного хора, Наталья Семеновна сказала "да" сразу, даже не стала советоваться с супругом.
Народный хор для дирижера академического коллектива был организмом малопонятным, и Наталье Семеновне пришлось учиться заново - она объехала все лучшие самодеятельные коллективы островного региона.
В 1990 году Эйдинова повезла свой хор в Москву на Всероссийский смотр художественной самодеятельности. Перед началом певческих состязаний заметила, что все грамоты уже подписаны, все места распределены.
- Меня это жутко возмутило, я сказала коллективу, что мы должны выступить лучше всех, - вспоминает Наталья Семеновна.
После их выхода в жюри повисла растерянная тишина. Домой сахалинский хор прилетел с "бронзой". Организаторам пришлось все-таки переписать грамоты.
Песни, танцы и обряды
Осень 1991 года. Большая страна по имени СССР разваливается на куски. А на краю света, в Южно-Сахалинске открывается детская школа искусств с необычным именем "Этнос". Ее директором и идейным вдохновителем стала Наталья Эйдинова.
В школе два отделения: русского и корейского фольклора. На Сахалине проживает большая диаспора корейцев, но преподавателей пришлось поискать по всему острову. Потом они ездили на стажировки в КНДР и Республику Корея. Приезжали педагоги и оттуда.
В школе давно пережили время, когда дети стеснялись народных костюмов. Сегодня воспитанники носят такую одежду с гордостью.
- Родину любить они начинают еще сильнее после того как узнают свое "корневое" искусство. Песни, танцы и обряды, - убеждена Наталья Семеновна.
Она помнит, какая радость была в глазах воспитанников, ставших обладателями гран-при Всероссийского конкурса ударных инструментов.
- Корейские дети виртуозно играют на барабанах, у них генетическое чувство ритма, - говорит Эйдинова.
Дверь в кабинет директора "Этноса" всегда распахнута. Сюда может зайти каждый сотрудник или ученик. Но если дверь закрыта, всем понятно: идет доверительная беседа. О которой не узнает никто и никогда.
- Я ни разу не рассказывала ни мужу, ни дочери, какие душевные, а порой исповедальные разговоры бывают в моем кабинете. Талантливые люди ранимые, поэтому к ним только с добрым словом, - признается Наталья Семеновна.
Несколько лет назад на городском рынке ее окликнула женщина средних лет: "Наталья Семеновна, а вы меня не узнаете?". Эйдинова растерянно улыбнулась в ответ. "А я у вас училась в музыкальной школе Красногорска. Благодаря вам стала понимать серьезную музыку и на всю жизнь полюбила ее".
- Сколько лет прошло, а я помню ее слова. Для меня это самая лучшая похвала, - говорит Наталья Семеновна.
Ирина Герасимова, начальник управления культуры администрации Южно-Сахалинска:
- Наталья Семеновна Эйдинова - достояние сахалинской культуры, она яркая личность и человек редчайшего профессионального дарования. У нее авторитет в регионе непререкаемый. В созданной и возглавляемой ею школе "Этнос" работает великолепная команда педагогов, благодаря которым из наших детей вырастают настоящие люди.