Двадцать два года подряд русский фестиваль в Марселе устраивает французский режиссер Ришар Мартен, директор Театра Турски, актер, президент Международного института театров Средиземноморья и к тому же - большой поклонник российского театра и советского кино.
Прививку русской культуры французской публике он успел сделать мощную. Его театр носит имя Акселя Турски - марсельского поэта с русскими корнями. Первой собственной постановкой Мартена в Марселе стали "Записки сумасшедшего" Гоголя. Новый зал французского культурного центра он назвал именем Эмиля Лотяну и открыл там постоянную памятную выставку кинорежиссера. Каждый год привозит российские спектакли, фильмы, собирает концерты. Драма, пантомима, кино, музыка - все жанры понемногу дают комплексную картину. В этом году на фестивале - его любимый московский Театр на Покровке, петербургский Театр Семьянюки, ансамбль им. Игоря Моисеева. Кинопрограмму в Марселе традиционно представит Госфильмофонд РФ; в ней фильмы Никиты Михалкова, Александра Сокурова, Станислава Говорухина, Александра Митты; советская мультипликация и киноклассика.
Начинался этот французско-русский фестивальный сюжет в 1995-м. Нет, Ришар Мартен тогда не женился на русской актрисе, которая "завербовала" бы его в стан поклонников русского психологического театра, - женщина здесь ни при чем. Интерес возник именно по художественным причинам. В 1995 году Ришар Мартен был членом жюри фестиваля экспериментальных театров в Каире. Где и увидел спектакль "Месяц в деревне" Театра на Покровке в постановке Сергея Арцибашева. Тургеневские характеры на раскаленной каирской почве в исполнении русских актеров настолько его восхитили, что Ришар Мартен во что бы то ни стало решил показать спектакль в Марселе. И уже в феврале 1996-го организовал первый фестиваль русского театра. Гоголь, Чехов и Тургенев стали первопроходцами.
В следующем сезоне в Марсель пожаловали московский Малый театр и Казанский драмтеатр им. Качалова. Третий фестиваль посвящался Михаилу Булгакову - Театр Турски и Театр на Покровке показали совместную постановку "Кабала святош", в которой каждый из артистов играл на родном языке. Четвертый - 200-летию со дня рождения Пушкина, и в программе значились пушкинские спектакли театров из Казани, Орла, Новосибирска и Москвы. Отдельный год посвятили Петербургу, пригласив БДТ им. Товстоногова, "Мастерскую" Григория Козлова, "Приют Комедианта", "Русскую антрепризу" им. Андрея Миронова и украсив фильмами из собрания Госфильмофонда, действие которых происходит в городе на Неве... И так далее по годам и многим российским городам - с желанием приобщить к культуре, которую любишь, всех, кого знаешь.