В 2017 году НПО имени С.А. Лавочкина исполняется 80 лет. За этой датой стоит долгая напряженная интеллектуальная работа. Люди, которые ее выполняли, сделали предприятие ведущей организацией ракетно-космической промышленности. Сегодня здесь изготавливают космические комплексы и системы для проведения фундаментальных научных, астрофизических и планетных исследований, не уступающие мировым аналогам. Разгонные блоки для выведения спутников на околоземные орбиты признаны лучшими в мире.
Первые истребители
История научно-производственного объединения им. С.А. Лавочкина ведет свой отсчет с 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Народный комиссариат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Новому авиазаводу был присвоен номер 301, а первым директором назначен Юлий Эскин.
В мае 1939 года в СССР был проведен конкурс по созданию новых боевых самолетов для улучшения отечественной авиатехники. Здесь участие приняли Владимир Горбунов (начальник отдела Главного управления Наркомата авиационной промышленности), Семен Лавочкин и Михаил Гудков (инженеры этого отдела). Предложенный ими проект скоростного истребителя оказался в числе лучших. Базой для создания опытных образцов самолета стал завод № 301.
В сентябре 1939 года на заводе создали новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Его возглавили три главных конструктора - Лавочкин, Горбунов и Гудков. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛаГГ-3.
Этот самолет стал первой и последней совместной работой трех конструкторов. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.
Основная часть ОКБ во главе с Семеном Лавочкиным в 1940 году была переведена в город Горький, где и началось серийное производство ЛаГГ-3.
Здесь коллектив и застала Великая Отечественная война. Не сокращая количества уже выпускавшихся и столь необходимых фронту боевых самолетов ЛаГГ-3, завод перешел на выпуск нового самолета - истребителя Ла-5.
За время войны Военно-воздушным силам страны было передано более 22 тысяч самолетов - истребителей "Ла", что составило треть фронтовой истребительной авиации страны.
За выдающиеся работы по созданию во время Великой Отечественной войны новых типов истребителей (Ла-5 и Ла-7) ОКБ С.А. Лавочкина было награждено высшей правительственной наградой - орденом Ленина (1944 год).
Новая эпоха авиации
В 1945-м ОКБ С.А. Лавочкина из Горького вернулось в Химки: подмосковный завод № 301 вновь становится его опытной базой. С этого времени в летописи ОКБ и завода открывается новая страница.
Наступала новая эпоха - эпоха реактивной авиации. Начиная с 1945 года конструкторское бюро работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями.
К 1947-му был создан истребитель Ла-160 - первый отечественный самолет со стреловидным крылом. Продолжением этого проекта стал разработанный под руководством Семена Лавочкина первый отечественный самолет с крылом большой стреловидности - Ла-176, на котором впервые в СССР была достигнута скорость звука.
Потом выпустили всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200 (1951 год), а в 1957-м - Ла-250 ("Анаконда") - истребитель, не уступающий самым совершенным машинам того времени и оснащенный ракетами класса "воздух-воздух" с головками самонаведения, которые также разрабатывались в конструкторском бюро С.А. Лавочкина.
Стражи неба
Проектирование ракет военного назначения была еще одной наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода. Еще в 1950 году Семен Лавочкин получил ответственное правительственное задание - создать новейшие ракетные системы ПВО для защиты крупных индустриальных центров и прежде всего Москвы.
В кратчайшие сроки провели конструкторские, испытательные работы, и к 1955 году вокруг столицы появились защитные "московские кольца" системы ПВО С-25 ("Беркут") с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) "205". Более 20 лет различные модификации этих ракет находились на боевом дежурстве, охраняя небо над Москвой.
За работы по созданию ракет для ПВО Москвы коллектив ОКБ и завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956 год).
В 1957-м была создана и прошла успешное испытание первая в мире межконтинентальная (до 8 тысяч километров) сверхзвуковая крылатая ракета "Буря". Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию "Бури" на десятилетия опережали время. Ракета имела полностью титановый корпус и была оснащена системой астронавигации.
За два десятилетия возглавляемое Семеном Лавочкиным ОКБ из небольшой группы конструкторов превратилось в крупнейшее и одно из лучших авиационно-ракетных КБ страны.
9 июня 1960 года Семен Лавочкин скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО "Даль".
Решением правительства после смерти генерального конструктора предприятие стало именоваться - "Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина".
Феномен Бабакина
А в 1965-м в истории лавочкинцев была открыта новая, космическая "глава".
В середине 1960-х годов Сергей Королев принял решение: часть задач его "космической империи" предстоит отныне решать ОКБ и заводу им. С.А. Лавочкина.
В 1965-м предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР. С этого времени машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина стал заниматься разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса, созданием искусственных спутников Земли.
Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ. Большой вклад в реконструкцию завода внес Иван Лукин - директор предприятия с 1954 по 1970 год.
В 1965-м главным конструктором ОКБ был назначен Георгий Бабакин. С его именем связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций, названная в научных кругах "Феномен Бабакина".
Впервые космические аппараты, созданные на предприятии, осуществили мягкую посадку на Луну, стали искусственными спутниками Луны. Станции нового поколения "Луна-16", "Луна-20" произвели автоматический забор и доставку на Землю образцов лунного грунта. Впервые самоходный аппарат "Луноход-1", управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.
За блестящее выполнение "Лунной программы" коллектив ОКБ и завода в декабре 1971-го был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с 1967 года к Венере стартовали космические межпланетные станции "Венера-4", "Венера-5", "Венера-6" и "Венера-7", созданные под руководством Георгия Бабакина. Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (1970 год) впервые в мире удалось достичь поверхности планеты и передать данные о температуре и давлении с места посадки, а также газовом составе атмосферы.
Посадочный аппарат АМС "Марс-3" в 1971 году совершил первую в мире мягкую посадку на поверхность Красной планеты.
3 августа 1971 года Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук СССР Георгий Бабакин скоропостижно скончался на 57-м году жизни. Но его идеи и разработанные под его руководством космические аппараты продолжили свою жизнь и развитие в последующих проектах.
Планетные исследования
С конца 1971 года ОКБ возглавил новый главный конструктор - Сергей Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование "Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина", занималось созданием и подготовкой к полету автоматических станций "Марс-4" - "Марс-7". Две из них стали искусственными спутниками Марса. Продолжались разработки автоматических станций для исследования Луны и Венеры.
В 1977 году главным конструктором, а в 1987-м генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина стал Вячеслав Ковтуненко. Впервые в мире (1986 год) станции "Вега-1" и "Вега-2" передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея.
Под руководством Ковтуненко был разработан проект базового космического аппарата для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Первым из таких аппаратов стал "Фобос". Его 200-суточный перелет к Марсу и сближение со спутником Красной планеты, проведенные исследования внесли значительный вклад в копилку человеческих знаний о Солнце, Марсе и Фобосе. Реализация столь масштабных проектов стала возможна, благодаря отлично отлаженному производству, руководил которым А.П.Милованов - директор НПО им. С.А.Лавочкина с 1070 по 1987 годы.
При тесном сотрудничестве с учеными-астрофизиками НПО им. С.А.Лавочкина успешно справилось с ролью головной фирмы в области создания внеатмосферных астрофизических обсерваторий. Более шести лет проработала в космосе космическая обсерватория "Астрон" (дата запуска - 1983 год), и более девяти лет - обсерватория "Гранат" (дата запуска - 1989 год).
Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли в историю мировой астрофизики и легли в основу множества научных работ.
В период с 1972 по 1996 создана серия космических аппаратов "Прогноз". Это специализированные спутники Земли, позволявшие проводить непрерывную передачу данных астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей в реальном времени. Благодаря своей универсальности КА "Прогноз" широко использовались для проведения научных исследований по программе "Интеркосмос".
В проведении уникальных космических экспериментов, с помощью автоматических станций, разработанных НПО Им. С.А.Лавочкина, принимали и принимают участие научные организации и фирмы многих зарубежных стран.
Современные научные приборы на борту станций позволяют ученым всего мира получать ценную научную информацию о планетах, Солнце, малых телах Солнечной системы, межпланетном пространстве, астрофизических объектах дальнего космоса.
Космический буксир нового поколения
В 1994 году в соответствии с новым Гражданским кодексом РФ вводится полное наименование предприятия - ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина". В то же время, с середины 90-х годов, на предприятии начались работы по созданию универсального разгонного блока "Фрегат" с маршевой двигательной установкой многократного запуска.
9 февраля 2000 года разгонный блок "Фрегат", разработанный в НПО им. С.А. Лавочкина, совершил первый квалификационный полет. В рамках испытаний разгонного блока в составе РН "Союз" на орбиту был выведен макет искусственного спутника Земли. Этот старт положил начало успеха разгонного блока.
За 17 лет было обеспечено 59 пусков разгонного блока "Фрегат" различных модификаций, на расчетные орбиты выведено более 120 космических аппаратов как российского, так и зарубежного производства, среди которых спутники российской навигационной системы "ГЛОНАСС" и европейской "Галилео", телекоммуникационные аппараты "Глобалстар-1" и "Глобалстар-2", "O3b", "Hispasat", метеорологические КА "Электро-Л" №1 и №2, научные КА "Спектр-Р", "Венера-Экспресс" и многие другие.
Запуски РБ "Фрегат" осуществляются с космодромов Байконур, Плесецк, ГКЦ (Французская Гвиана). В настоящее время ведутся работы по созданию комплекса РБ "Фрегат" на космодроме Восточный, и в ближайшем будущем запланирован запуск с первого гражданского космодрома.
Предсказатели погоды
20 января 2011 года запущен первый КА серии "Электро-Л", 11 декабря 2015 - второй. Космические аппараты входят в состав геостационарной гидрометеорологической космической системы (ГГКС) и предназначены обеспечивать оперативной гидрометеорологической информацией службы, отвечающие за мониторинг окружающей среды.
В апреле 2012-го КА "Электро-Л" №1 сделал одно из самых подробных изображений Земли, полученных метеорологическим зондом.
Сегодня космические аппараты продолжают функционировать. Успешная работа ГГКС "Электро-Л" заложила основу для развития данного направления в НПО имени С.А. Лавочкина. И сегодня к запуску готовится третий аппарат этой серии - "Электро-Л", а также спутник новой серии "Арктика", предназначенный для мониторинга арктического региона планеты с высокоэллиптической орбиты. Совместное использование информации с геостационарных и высокоэллиптических космических аппаратов позволит решить задачу непрерывного получения метеоданных.
Приоткрыть тайны Вселенной
На предприятии продолжается работа по созданию орбитальных астрофизических обсерваторий.
18 июля 2011 года был запущен КА "Спектр-Р". Проект входит в международную программу "Радиоастрон". Космический аппарат "Спектр-Р" и конструкция космического радиотелескопа разработаны в НПО им. С.А. Лавочкина. Уникальная зеркальная антенна телескопа диаметром 10 метров изготовлена из композиционного материала и состоит из 27 раскрывающихся лепестков и центрального зеркала диаметром 3 метра. Аппарат является самым большим космическим радиотелескопом в мире и совместно с земными радиотелескопами, расположенными в разных уголках Земли, образуетрадиоинтерферометр со сверхбольшой базой, что позволяет получать научные данные с непревзойденным угловым расширением, зафиксированным в сентябре 2016 года на уровне 11 микросекунд дуги.
В рамках российско-германского проекта создается уникальная астрофизическая обсерватория для исследования Вселенной в рентгеновском диапазоне длин волн - "Спектр-РГ". Космический аппарат построят на унифицированной платформе "Навигатор", разработанной в НПО им. С.А. Лавочкина и имеющей летную квалификацию, и оснастят двумя рентгеновскими телескопами - ART-XC и eROSITA, разработанными в ИКИ РАН (Россия) и Институте им. Макса Планка (Германия) соответственно. Аппарат рассчитан на 7 лет эксплуатации и будет выведен в окрестность точки Лагранжа L2 системы "Солнце-Земля". Первые четыре года он будет сканировать все звездное небо, а следующие 3,5 года наблюдать наиболее интересные для мирового научного сообщества объекты во Вселенной. Запуск запланирован на первую половину 2018 года.
Есть ли жизнь на Марсе
Продолжается работа по направлению планетных исследований. В соответствии с принятой стратегией реализация отечественной программы исследования и освоения Луны автоматическими космическими аппаратами до 2025 года включает в себя четыре основных этапа.
На первом этапе программы с запуском в 2019-м предусматривается создание посадочного космического аппарата "Луна-Глоб" (Луна-25) с сокращенным составом научной аппаратуры, которая должна обеспечить отработку базовых технологий мягкой посадки на поверхность Луны, в районе Южного полюса.
Затем, в 2020 году, к естественному спутнику Земли отправится орбитальный космический аппарат "Луна-Ресурс ОА" (Луна-26). Спутник будет функционировать на окололунной круговой полярной орбите высотой 200 километров примерно в течение года. Задачами космического аппарата на этом этапе станут сбор и передача на Землю информации с посадочной станции.
В 2021 году на Южный полюс Луны отправят второй посадочный аппарат "Луна-Ресурс ПА" (Луна-27) с криогенной глубинной бурильной установкой. Он будет оснащен системой высокоточной и безопасной посадки, которая позволит существенно повысить точность посадки (до 3 километров), тем самым улучшить возможности для выбора предпочтительного места проведения научных исследований. Доставка добытого грунта в первозданном состоянии из полярной области станет задачей космического аппарата "Луна-Грунт" (Луна-28), запуск которого намечен ближе к 2025 году.
На сегодняшний день приоритетным проектом по исследованию Марса является российско-европейская миссия "ЭкзоМарс" - совместная двухэтапная программа госкорпорации "Роскосмос" и Европейского космического агентства (ЕКА) по исследованию Марса с помощью робототехнических средств. Космический аппарат "ЭкзоМарс-2016", разработанный в рамках реализации первого этапа программы, успешно запущен 14 марта 2016 года.
Задачами данной миссии являются изучение биологического и геологического происхождения значимых газовых примесей марсианской атмосферы, распределения водяного льда в грунте Марса при помощи орбитального модуля TGO, а также отработка технологии входа в атмосферу планеты, спуска и посадки.
При реализации второго этапа программы "ЭкзоМарс", который запланирован на 2020 год, НПО им. СА. Лавочкина выступает как головной исполнитель и координатор работ с российской стороны, а также как разработчик и изготовитель десантного модуля с посадочной платформой.
Перспективу успешного продолжения своей легендарной исторической летописи коллектив НПО им. С.А. Лавочкина видит в планомерно и систематически реализуемых проектах, утвержденных Федеральной космической программой России. Проекты отражают творческие возможности нынешнего коллектива "конструкторской школы Лавочкина и Бабакина", пополняемого за счет постоянного притока молодежи, который способен создавать самую современную технику, отвечающую мировым стандартам качества и конкурентоспособную на международном рынке.