Каждый знает, как пахнет газ, если начинается его утечка. Но не все знают, что пахнет на самом деле не природный газ, а "отдушка" - особое вещество с резким неприятным запахом, которое специально добавляют в природный газ, чтобы выявлять его утечки. Как раз такую отдушку, а именно этилмеркаптан, и обнаружили в омском воздухе специалисты. Его выбросы начались 8-10 марта, потом повторились 14-15 и 22 марта. По данным экспертов, допустимая концентрация в некоторых районах города и в частности в центре была превышена в 400 раз. После многочисленных и постоянных жалоб омичей на тошнотворный смрад власти начали искать виновных в "газовой атаке". В Омске есть всего несколько предприятий, которые используют одорант в своем производстве. Например, "Омский каучук", Омский завод полипропилена "Полиом", "Газпромнефть-ОНПЗ", городские ТЭЦ. А также и самое крупное предприятие "Омскгоргаз", но, по словам исполняющего обязанности главы Росприроднадзора по Омской области Сергея Еремина, у них есть своя система мониторинга, которая ничего не показала.
Кстати, подобные выбросы были в Омске и в середине, и в конце февраля. Областное правительство объяснило их тогда нарушением технологии на одной из газораспределительных станций, которая допустила выброс одоранта в атмосферу.
В марте источник многочисленных выбросов почему-то сразу найти не удалось. Только в конце прошлой недели Сергей Еремин на совещании правительства области "назначил" виновного. Им неожиданно оказался Омский нефтеперерабатывающий завод, а точнее, его буферные пруды, на которых сейчас специалисты Нижегородского института прикладных технологий (НИПТ) проводят ремонтные работы.
"На буферных прудах ведутся вскрышные работы, именно они стали причиной отравления воздуха. Подрядчик при проведении работ нарушил технологию. Основной химический запах начал распространяться при смешивании иловых нефтяных масс с соломой, опилками и их сушке на сопредельной территории", - отметил Еремин.
При этом чиновник Росприроднадзора обвинил Нижегородский институт в том, что документация на проведение работ не соответствует требованиям экологического законодательства и не учитывает характер их негативного воздействия на окружающую среду.
В ответ нижегородцы заявили, что при необходимости готовы создать независимую экспертную комиссию и отстаивать свое честное имя в суде.
"Если пренебречь законами физики и химии, то тогда можно предположить, что летучий этилмеркаптан, который при объемной массе на 30% легче воды, мог свободно находиться или накапливаться в иловом осадке", - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор НИПТ Владимир Ноаров. По его словам, данный вид химиката нерастворим в воде в обычных условиях и, соответственно, он не мог находиться в ней в растворимом виде. Поэтому и работы НИПТ на буферных прудах никак не могли привести к выбросам этилмеркаптана.
Эту позицию подтвердили директор Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН Александр Лавренов и глава природоохранных программ Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов.
Мнение коллег поддержал и проректор по учебной работе Омского государственного технического университета, профессор, доктор химических наук Александр Мышлявцев, который также отверг возможность присутствия и накопления этилмеркаптана в буферных прудах: "Этилмеркаптан, или этантиол - легколетучая жидкость с температурой кипения при атмосферном давлении 35 градусов Цельсия. Накопление его в буферном пруду в открытом виде практически исключено, так же, как и возможность его образования при смешении веществ в очистных сооружениях. В противном случае подобная ситуация носила бы периодический характер, и не только в нашем городе".
Более того, как отметил Ноаров, на буферных прудах Омского НПЗ персонал НИПТ работает более полугода, и жалоб от сотрудников на неприятный и тем более опасный запах не поступало. Чтобы рассеять все сомнения, руководство Омского НПЗ 23 марта пригласило на "опасный объект" 30 журналистов при участии сотрудников МЧС с газоанализаторами. Итог - никакого запаха никто не почувствовал. Полную норму показали и взятые пробы. Кроме того, руководство НПЗ через журналистов обратилось к общественности с обещанием заплатить солидную премию тому, кто сообщит о настоящем источнике выбросов.
В то же время в Следственном управлении СКР по Омской области, где было возбуждено дело по статье о загрязнении атмосферы, пока не спешат называть виновных, продолжая проверки на предприятиях.