30.03.2017 13:47
Общество

Названы победители всероссийской инженерной олимпиады школьников

Победители инженерной олимпиады получат 100 баллов на ЕГЭ
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (7236)
Читать на сайте RG.RU
"Разогнать" ядерный реактор на полную мощность?  Управлять роботом силой мысли? Вырастить в пробирке фотонный кристалл? Для участников всероссийской инженерной олимпиады школьников это не проблема. Соревнования для юных конструкторов, инженеров и айтишников прошли в центре для одаренных детей "Сириус" (Сочи) в рамках Национальной технологической инициативы. 300 финалистов - лучших суперспециалистов будущего (а пока учеников 9-11 классов) в течение пяти дней создавали "умные" инженерные устройства, щелкали сложнейшие задачки как орехи и испытывали свои разработки в командных соревнованиях.

В лабораторию биотехнологий пускают только в белом халате и защитных очках. За стеклом - "чистая" зона, где 11-классники редактируют ДНК бактерий с помощью методов генной инженерии. Плазмиды с генами флуоресцентных белков они трансформируют в компетентные клетки. Чуть дальше - футуристичные стойки со сложными аквапонными установками и ярким ультрафиолетом. Эмоции зашкаливают: ощущения - как на космической станции. И сразу 9-классники объясняют задачу: нужно наладить работу биосистемы "рыба-почва-растение".

Школьник нашел ошибку в расчетах ученых

- Форель выделяет аммиак, нам нужно правильно рассчитать концентрацию реагентов и балансировать их, поддерживая pH, очищать воду и перерабатывать аммиак в удобрения для салата, - говорит Яна Балацкая из Москвы. - Основная сложность - довести биосистему до максимально выгодного симбиоза. При этом показатели меняются каждый день, а у подопытных стресс. Одна рыба даже откусила плавник своей соседке. Это неплохая практика, ведь я серьезно увлекаюсь биологией, хочу поступать на биофак МГУ и мечтаю стать вирусологом.

Перегонные колбы, суперчувствительные микроскопы, емкости с реактивами... Секция нанотехнологий тоже встречает белыми халатами. Здесь шесть команд выращивают сферы диоксида кремния и получают из них фотонно-кристаллические пленки.

- Сначала синтезируем ядра кристаллов, потом их нужно вырастить до 400 нанометров. Чем однороднее частицы, тем больше шансов на победу, - говорит 10-классница Алена Захарова из Свердловской области. - Химия, физика, информатика, - нужна серьезная теоретическая подготовка во всех областях. Думаю, это поможет поступить мне на химфак СПбГУ.

Управлять роботом силой мысли? Для юных конструкторов это не проблема

Задания олимпиады составляли энтузиасты, работающие на переднем крае технологий: сотрудники лабораторий, основатели стартапов, вузовские молодые ученые. Задачи максимально приближены к реальной практике. А cреди организаторов - РВК, Московский, Томский, Санкт-Петербургский и другие политехнические университеты.

К примеру, секцию по нейроинтерфейсам - системам взаимодействия человеческого мозга и машины - курирует МФТИ. По словам Тимура Бергалиева, завлабораторией прикладных кибернетических систем Физтеха, ребята должны были собрать механический манипулятор, управляемый с помощью биосигналов человека, в том числе силой мысли через считывание мозговой активности. Сжимаешь руку, обвешанную электродами, а робот тут же повторяет за тобой, разжимаешь - и железная клешня отпускает захват. Из разных концов нейролаборатории слышны возгласы "Я железный человек!" А в голове крутится мысль: "Где все это было, когда я училась в школе??"

В соседнем зале парни собрались вокруг небольшого полигона и запускают автономных мобильных роботов. После каждого старта - громкие аплодисменты. Это трек "Интеллектуальные робототехнические системы".

- Самое сложное - оснастить устройство интеллектом. А конкретно - решить задачу навигации робота на полностью автоматизированном складе. Именно так в будущем будут работать все погрузочные центры, - говорит координатор профиля Александр Колотов из университета "Иннополис".

А вот секцию ядерной энергетики курирует не только НИЯУ МИФИ, но и Росатом. Ребята работают на виртуальном тренажере, моделирующем реальный реактор. Задача - вывести его на полную мощность как можно быстрее и при этом удержать контроль над безопасностью, то есть, избежать взрыва и не разнести все в пух и прах.

И это - далеко не все. В центре внимания - передовые технические и научные области. Системы "Умный дом", космические спутники дистанционного зондирования Земли, автономные транспортные системы, интеллектуальная энергетика, беспилотники, большие данные и машинное обучение, беспроводная связь... Победители олимпиады, лучше всех проявившие себя в этих областях, получили главный приз - 100 баллов ЕГЭ по математике, физике или информатике при поступлении в ведущие российские технические университеты, или же - плюс 10 баллов к портфолио поступающего.

В России стартовал досрочный период сдачи ЕГЭ

В олимпиаде участвовало более 12 тысяч юных инженеров со всей страны, а победили - всего 15 команд, и еще 17 ребят получили индивидуальное первенство. Больше всего побед - у школьников из из Москвы, Казани и Новосибирска.

Кстати, Олимпиада Национальной технологической инициативы - только часть большой системы инженерной подготовки школьников, которая выстраивается сейчас в России. К примеру, по всем соревновательным направлениям дети могут готовиться в центрах инновационного творчества -"Кванториумах", которые уже появились во многих регионах.

В следующем году Олимпиада будет проводиться совместно со странами АТЭС, чтобы школьники России, Китая и других азиатских стран смогли сравнить свои инженерные достижения.

От первого лица

Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора, член правления РВК:

- Олимпиада создана для того, чтобы уже сегодня вовлекать школьников в решение актуальных задач бизнеса, повышать их интерес и мотивацию к выбору инженерных специальностей. Мы рассчитываем на то, что дети, которых мы сегодня видим на олимпиаде, уже через несколько лет начнут создавать собственные стартапы. Поэтому важно, чтобы они имели представление о том, что такое институты развития, как устроены инструменты государственной поддержки, с какими проектами мы их ждем.

Андрей Николаенко, ректор Московского политехнического университета:

Волгоградский школьник открыл собственное производство 3D-принтеров

- Мы второй год проводим эту олимпиаду. Здесь очень много талантливых школьников, нацеленных на инженерное творчество, и любой вуз заинтересован в том, чтобы к нему приходили именно такие ребята. Формат - уникальный: здесь соревнуются команды молодых разработчиков со своими передовыми проектами. У себя в вузе мы также делаем ставку на проектное обучение: эта дисциплина обязательно входит в программу будущих инженеров. Беспилотный транспорт, атомная энергетика, информационные системы... Мы планируем на постоянной основе закрепиться на площадке "Сириуса", даем возможность вчерашним школьникам развивать те проекты и стартапы, которые они начинали, в том числе, в рамках этой олимпиады.

Никита Анисимов, ректор Дальневосточного Федерального Университета:

- Эта олимпиада готовит профессионалов будущего. ДВФУ во многом выполняет ту же миссию, работает с талантливыми детьми, которые способны на прорыв в технологической сфере. Мы вошли в число организаторов олимпиады и уже выдвинули несколько новых идей. К примеру, в следующем году среди соревновательных дисциплин появится подводная робототехника: спрос на исследование ресурсов мирового океана растет с каждым годом, и мы по этому направлению - самый сильный вуз в стране. Сейчас внедряем новые образовательные программы: по биомедицине и биотехнологиям, автономным транспортным системам, а с сентября даже хотим запустить по кампусу беспилотный автобус. Всех школьников, глубоко погруженных в инновационную среду, мы готовы подхватить после олимпиады и раскрыть их потенциал, дать возможность создать в вузе свой стартап, выйти на огромный рынок Азиатско-тихоокеанского региона.

Всероссийская инженерная олимпиада школьников

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Образование