Однако потребление сократилось не так сильно, как доходы. Это говорит о смене потребительской модели населения с потребительской на сберегательную, полагают аналитики.
"В прошлом году на уровне домохозяйств сформировался консенсус: тратить деньги только на самое необходимое. Но это опасное явление, так как на оплату произведенных товаров поступает все меньше средств, соответственно, производство сокращается, а вслед за ним сокращаются и зарплаты. Получив негативный сигнал, население еще больше снижает расходы, экономика попадает в дефляционную ловушку", - отмечал в беседе с "Российской газетой" эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб.
По данным соцопросов, доля россиян, которые считают, что сейчас плохое время для крупных покупок, растет с 2014 года, а сейчас составляет порядка 60 процентов. При этом на рынке некоторых видов товаров сложился "новый уровень равновесия": продажи холодильников, телевизоров, стиральных машин постепенно восстанавливаются, однако по-прежнему на 25-35 процентов ниже уровня 2014 года. Кстати, резкое ослабление курса рубля в конце 2014 года сопровождалось увеличением продаж. Россияне закупили дорогие товары длительного пользования на ближайшие несколько лет, что стало причиной сокращения продаж в дальнейшем.
Главное сейчас, чтобы накопление не превратилось в одну из основных целей населения. Тогда ситуация будет ухудшаться. Если же удастся направить свободные средства населения в инвестиционные проекты, возникнет тенденция, противоположная "дефляционной ловушке": станут открываться новые предприятия, будет расти потребность в специалистах, люди перестанут бояться тратить. Возникнет свежий спрос, потребуются новые предприятия, начнет раскручиваться спираль роста. Такой сценарий был бы выгоден российской экономике.
Кстати, по новому прогнозу минэкономразвития рост экономики страны в 2017 году составит 2 процента.