Но такое предложение было высказано на совещании представителей экспертного центра Probok.net с первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым. После чего было подготовлено поручение МВД и минтрансу проработать этот вопрос и подготовить поправки в правила.
Напомним, что сейчас для перекрестков с круговым движением существует несколько требований. Если перед выездом на такой перекресток стоит знак "Уступи дорогу", то те, кто движется по кругу, имеют преимущество перед теми, кто выезжает с боковых дорог. Если такого знака нет, то водитель должен пользоваться правилом "правой руки" - уступать дорогу тому, кто движется справа. То есть тот, кто движется по кругу, уступает дорогу тому, кто на круг въезжает.
Напомним, что раньше, до внесения поправок в правила, именно так и было. Тот, кто движется по кругу, должен был уступить дорогу тому, кто выезжает на круг. И это правило буквально корнями проросло у наших водителей.
После внесения поправок в правила на некоторых "кругах" водителям необходимо пользоваться знаками, а на некоторых - тем же правилом "правой руки".
В итоге перекрестки одинаковые - а правила на них разные. А если знак, не дай бог, ветром сдуло? Или кто-нибудь его сбил вместе со столбом, что делать водителю? Переть сквозь поток?
То есть на круге одни водители будут ехать по одним правилам, а другие - по другим. Авария в этой ситуации неизбежна.
Поэтому единые правила проезда перекрестков с круговым движением были бы выходом из ситуации. Именно по этой причине экспертный центр Probok.net предложил изменить правила и дать приоритет машинам, которые двигаются по кругу.
К тому же введение установки знаков "Уступи дорогу" перед перекрестками с круговым движением преследовало одну цель: разгрузить сами перекрестки. Предоставление преимущества тем, кто двигается по кругу априори без всяких знаков, позволит не только быстрее разгрузить перекресток, но и сократить бюджетные затраты на содержание дороги.
Однако, как показала практика, это создает пробки на прилегающих улицах. Поэтому в ГИБДД к этой идее относятся скептически. Ведь есть перекрестки с круговым движением, где обозначена главная дорога в зависимости от загруженности. Например, на Егорьевском шоссе перед поворотом в Егорьевск преимущество имеют те, кто движется по основному шоссе прямо. Те, кто едет из Егорьевска, должны уступить дорогу перед выездом на круг. Поэтому отдельное указание знаками преимущества движения лишним не будет.
Надо сказать, что в западных странах едущий по кругу имеет преимущество перед теми, кто на него выезжает. Хотя и там встречаются перекрестки с круговым движением, где преимущество движения устанавливается отдельными дополнительными знаками.
Но одно единое правило для всех перекрестков с круговым движением сыграло бы действительно положительную роль. Водителю не пришлось бы лишний раз изучать обстановку, вспоминать, какие знаки были перед тем, как он их проехал.
Второе предложение, высказанное представителями Probok.net и одобренное Шуваловым, вызвало у экспертов больше вопросов.
Предложение заключается в том, чтобы ввести новый знак и термин "Зона успокоенного движения". Как сообщил корреспонденту "РГ" руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, в таких зонах пешеходам будет разрешено переходить проезжую часть в любом месте, при этом автомобилям будет запрещено совершать обгоны и двигаться быстрее 10-20 км/ч.
"Юридически в разных городах мира такие зоны есть. В Москве - это Большая Дмитровка. Но это надо закрепить в правилах, чтобы подобные улицы получили дальнейшее развитие", - сообщил Шумский.
Однако у нас в правилах есть знак "Жилая зона". Он устанавливает практически те же требования, что и предполагаемый знак "Зона успокоенного движения". По словам Шумского, знак "Жилая зона" имеет ограничения, например, через такую зону запрещен сквозной проезд. То есть его не поставишь на той же Большой Дмитровке. Новый знак не будет иметь таких ограничений. При этом в его зоне действия дорогу переходить можно будет где угодно.
Напомним, в Германии существуют зоны ограничения скорости 30 км/ч. Это по сути спальные районы. Там нет светофоров. Но даже в них есть пешеходные переходы.
А если пешеход переходит дорогу там, где это не положено, то он это делает на свой страх и риск. И страховая компания не заплатит ему денег на лечение, если он попадет под колеса автомобиля.
Он может переходить в такой зоне дорогу где угодно. Штраф за такое свое поведение он не получит. Но если он попал под колеса и произошло это вне пешеходного перехода, то отвечать за себя он должен сам.
Предложение же Probok.net таит в себе угрозу. На той же Большой Дмитровке люди попросту начнут бросаться под колеса, а водители за это будут отвечать по суровым законам. Наше законодательство более сурово в отношении водителя, управляющего средством повышенной опасности, чем в отношении пешеходов, которые могут попросту не знать правил дорожного движения.