11.04.2017 13:00
Общество

Как профнавигация поможет школьникам в выборе профессии

Вуз определяет жизненный путь от выбора профессии до трудоустройства
Текст:  Федор Андреев
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №77 (7243)
Выбор будущей профессии нередко определяет всю траекторию жизни человека. И чем раньше и успешнее он сделан, тем большего он сможет достичь. Вот почему все популярнее становится профнавигация - помощь, которую в этом непростом деле учебные заведения оказывают детям разного возраста.
Читать на сайте RG.RU

Это учитывают в подготовке будущих выпускников в Национальном исследовательском технологическом университете "Московский институт стали и сплавов"" (НИТУ "МИСиС"). В университете считают, что подготовку абитуриента, который может освоить сложную программу вуза, необходимо начинать даже не в старших, а в средних классах школы. Поэтому здесь разработана и реализуется программа профессиональной навигации, которая направлена на привлечение талантливых абитуриентов.

В России появится новая профессия

Благодаря этой программе школьники могут лучше узнать об инженерных профессиях, приобрести дополнительные знания в области точных и естественных наук, увидеть, как живет и работает университет.

В рамках программы профессиональной навигации, рассчитанной на три целевые группы - абитуриентов, поступающих из Москвы и Московской области, жителей всех регионов России и иностранных граждан, - реализуется множество мероприятий, в которых в 2015/16 учебном году приняли участие более 150 тысяч человек. В вузе придумали много интересных проектов.

В ноябре 2015 года университет стал одним из основателей Межвузовского академического центра профнавигации по специальностям горно-геологического профиля, открытого на базе Государственного геологического музея им. Вернадского РАН.

Интерес к техническому образованию сегодня стал трендом, и все больше талантливых ребят выбирают технические специальности

Старшеклассникам нравится проект "Два дня в НИТУ "МИСиС", рассчитанный на школьников Москвы и Московской области. Они получают возможность полностью окунуться в студенческую жизнь: в эти дни они живут в общежитии, посещают лекции и семинары, работают в научно-исследовательских лабораториях, участвуют в студенческих мероприятиях и практикуются в центре цифрового производства FabLab.

В 2012 году НИТУ "МИСиС" был на 103-м месте в рейтинге востребованности среди абитуриентов, сейчас он на 21-й позиции в этом списке и четвертый среди технических вузов. Интерес к техническому образованию сегодня стал трендом. Как следствие - в последние годы все больше талантливых выпускников школ выбирают технические специальности.

Это осознанный выбор, о чем можно судить по такому, например, критерию, как возросшее количество подаваемых при поступлении оригиналов документов об образовании. Если в 2015 году сразу приносил оригиналы документов каждый третий абитуриент, то во время приемной кампании 2016 года таких поступающих было более половины.

Для повышения качества образования в университете внедряются новые формы обучения: геймификация, образовательная компьютерная персонализация, дистанционное обучение и многое другое.

Проводимая в вузе конференция EdCrunch стала одним из крупнейших форумов по новым образовательным технологиям не только в России, но и в Европе. Эта коммуникационная площадка собирает лучших специалистов в области открытого онлайн-образования со всего мира.

Корреспондент "РГ" устроился тайным безработным

НИТУ "МИСиС" - один из восьми вузов России, ставших основателями Ассоциации открытого образования, в рамках которой университет разработал уже 14 онлайн-курсов. Университет открыт к сотрудничеству с другими вузами. Например, совместно с Математическим институтом им. Стеклова РАН был создан межвузовский центр по углубленному изучению математики.

Вместе с Российским квантовым центром создан открытый для всех исследователей "Квантовый центр", который претендует на лидерские позиции среди ведущих мировых научных центров в области квантовых технологий. Здесь не забывают и об индивидуальных образовательных траекториях, учитывающих способности и потребности каждого студента.

На первом этапе студенты участвуют в профнавигационном образовательном проекте "Новый уровень 2.0", где более предметно знакомятся с профессией на днях карьеры, воркшопах, кейс-чемпионатах, экскурсиях на производства и в рамках своего направления выбирают специализацию дальнейшего обучения.

На втором этапе студенты выступают в нескольких ролях: наставников и кураторов для первокурсников, проектных менеджеров и организаторов общеуниверситетских мероприятий. А также продолжают заниматься саморазвитием в других внеучебных программах.

Заключительный этап - подготовка к трудоустройству. Это дополнительные практики и стажировки, предоставляемые работодателями и партнерами. Программа "Успешный старт в карьеру" проходит в течение пяти месяцев в весенний семестр и, помимо осевых семинаров, включает в себя узконаправленные лаборатории по интересам.

Завершением образовательного процесса здесь считают вовсе не вручение диплома об окончании вуза, а трудоустройство выпускников. Занимается им специально созданный Центр карьеры, который сотрудничает с более чем 1200 компаниями-партнерами в России и за рубежом. Он организует "Дни карьеры" с работодателями и партнерами, экскурсии, практики и стажировки на предприятиях. В международном рейтинге QS Graduate Employability Rankings, который отражает то, насколько успешно трудоустраиваются выпускники, по критерию "Организация взаимодействия работодателей со студентами" НИТУ "МИСиС" стал лидером не только в России, но и в мире, набрав максимальные 100 баллов из 100 возможных. В мире такой показатель имеют всего 7 вузов. Наибольшее число студентов проходит практику в компаниях "Металлоинвест", ОМК, "Новолипецкий металлургический комбинат", "Каракан Инвест", ЕВРАЗ, "Норникель", "АЛРОСА" и многих других. Как показывает опыт, стажировки студентов во время учебы в 70-80 процентов случаев заканчиваются трудоустройством.

Дословно

Рассказывает ректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", профессор, доктор экономических наук Алевтина Черникова:

- Сегодня работодатель предпочитает специалистов, которые помимо профессиональных знаний обладают навыками работы в команде, могут принимать решения и брать ответственность на себя. Поэтому университет просто обязан развивать в студентах эти компетенции, чтобы его выпускники были востребованы на рынке труда.

Для выполнения такой сложной комплексной задачи нужна не только постоянная интеграция науки, образования и инноваций, но и креативная среда, которая позволит максимально развить способности каждого студента, учесть индивидуальные возможности и потребности каждого. Для этого мы реализуем модель "Университет 4.0".

Какие составляющие входят в эту модель?

Алевтина Черникова: Модель "Университет 4.0" внедряется, начиная с работы со школьниками в рамках профнавигационных программ до обучения на базе бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. На начальном этапе действует многоуровневая программа отбора и подготовки будущих студентов: "Заочная школа материаловедения" для старшеклассников, проекты с Политехническим музеем, Государственным геологическим музеем им. Вернадского РАН, "Вуз одного дня", "Университет мечты", "Университетские субботы" и многое другое. НИТУ "МИСиС" также принимает самое активное участие в проекте департамента образования правительства Москвы "Инженерный класс в московской школе". Университет уже открыл в московских школах 35 инженерных классов, ученики которых знакомятся с азами технических специальностей. Это позволяет вузу привлекать в свои стены одаренных и мотивированных школьников.

А как модель "Университет 4.0" применяется в бакалавриате, специалитете, магистратуре и аспирантуре?

Алевтина Черникова: Она также реализуется целым рядом программ и проектов. Например, на базе отреставрированного общежития "Дом-коммуна" мы начинаем в 2017 году уникальный проект под рабочим названием "Кросс-культурный коллайдер", предполагающий создание инновационной площадки для развития и творчества молодежи. Этот междисциплинарный проект должен помочь студентам, молодым ученым, инженерам и предпринимателям развить их творческие способности, а также обмениваться новыми знаниями и технологиями с коллегами из России и других стран.

В рамках проекта "КультLab" студенты знакомятся с разными направлениями искусства. Посетители художественной студии занимаются с художниками-абстракционистами, пробуют себя в живописи. Мне очень радостно видеть, как в нашем университете развивается волонтерское движение: студенты работают с детьми, сопровождают крупные российские и международные форумы, активно помогают ветеранам войны и труда, ведут курсы компьютерной грамотности для людей старшего возраста. Они очень ответственно подходят к этой роли учителей.

Как участвуют в развитии креативной среды сами студенты?

Алевтина Черникова: У нас действует более 20 студенческих организаций, которые помогают раскрытию творческих способностей молодежи в художественной самодеятельности, спортивных секциях, в науке и предпринимательстве. Наше студенческое научное общество в 2016 году стало лауреатом Всероссийского конкурса СНО в номинации "Популяризация научной деятельности молодежи", а студенческое конструкторское бюро университета не раз побеждало во Всероссийском конкурсе "Студенческий актив". Уже 20 лет НИТУ "МИСиС" является активным участником КВН-движения. В последние годы наша команда входит в число лучших команд страны, завоевывая право играть в Высшей телевизионной лиге КВН.

Образование