Здания, имеющие статус памятников, часто занимают удобное местоположение: они расположены в центральных частях городов, где очень мало места для новой застройки. Поэтому памятники уничтожаются ради земли под ними. С помощью изменений в законодательстве депутаты надеются обхитрить охотников за участками и обеспечить дополнительную защиту памятникам архитектуры и истории.
Схема освобождения участка такова: дом, являющийся памятником, объявляют аварийным. Жильцов расселяют, здание продают с обременением, по которому новый собственник не может его снести. Но потом выясняется, что дом "исчез": развалился от старости или сгорел. А на его месте появляется торговый, офисный комплекс или многоэтажка.
Направление взято верное, считает Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС. По ее мнению, мораторий нужно вводить на застройку не только отдельных участков, но и исторических центров городов в целом, что исключило бы точечную застройку. Новое строительство в таких городах должно идти только по плану застройки этой территории. А мораторий на использование земли позволил бы сохранить участки свободными до принятия такого плана. Особенно внимательно Ирина Ирбитская призывает относиться к участкам, на которых были расположены храмы и церкви. Их чаще всего восстанавливают в прежнем виде и на прежнем месте. Нередко ради этого приходится освобождать уже застроенную территорию. Строительство храма Христа Спасителя яркий тому пример.
Также предлагается передать регионам право вносить изменения в реестры объектов культурного наследия. Это позволит актуализировать перечень охраняемых законом объектов. Действующий механизм внесения поправок в региональный реестр объектов культурного наследия через постановление правительства РФ фактически не работает. При подготовке документов в минкультуры регион проводит дорогостоящую экспертизу охраняемого объекта, но сам вопрос по конкретному зданию может решаться годами. В результате регионы терпят убытки и не видят результата.