Федеральный проект "Сказочная карта России" стартовал в 2010 году. Основан он на использовании историко-культурного наследия, поэтому сейчас главная задача - найти и обосновать места возможного рождения или обитания сказочных героев. Пока на карте 23 субъекта РФ, объявившие себя родиной более чем 40 персонажей. Уральцев среди них пятеро: Данила-мастер и Хозяйка Медной горы, Урал-Мороз (все они вроде как из Арамили), Великий полоз (из Березовского, с родины российского золота) и Царь-Самовар (из Ирбита, где взаправду "живет" самый большой, 415-литровый самовар, установленный на платформе мотоцикла "Урал").
- Я так рад, что кто-то наконец взялся за Бажова, это настоящая сокровищница. Можно визуализировать хоть каждый образ! - считает автор и руководитель проекта москвич Алексей Козловский.
Никакого лимита по количеству героев от одной территории он не устанавливает, поэтому с нетерпением ждет, когда среди них появятся Огневушка-поскакушка и Серебряное копытце.
Чтобы попасть в проект, нужно представить легенду-обоснование: либо это родина писателя, либо в самой сказке есть привязка к месту, либо уже создан некий объект притяжения. Так, в поселке Ермаково Ярославской области есть музей Курочки Рябы - соответственно, этот населенный пункт и стал местом ее прописки. Кроме того, нужно визуализировать образ и рассказать о перспективе его развития. Как правило, это выражается в сотрудничестве с властями. Никаких обязательств у территории по продвижению своего персонажа нет. Главное, как говорится, застолбить место.
- Когда Матушка-Зима появилась в Архангельской области, инициаторам тут же предложили грант, настолько узнаваемым и привлекательным стал образ. На нашей карте много Дедов Морозов - байкальский, татарский, якутский, удмуртский, потому что опыт Великого Устюга оказался очень удачным, и его захотели повторить, - рассказывает Алексей Козловский. - Главное, не упустить выгоду. Вот Новгородская область никак не поймет, что визуализация Садко весьма перспективна: положительный образ купца-предпринимателя укрепил бы имидж территории, герой мог бы открывать ярмарки и многие другие городские события.
Примечательно, что в Ирбите появилось и сказочное посольство - первое в России. Все города и села восточнее Урала могут обращаться сюда, чтобы добавить свой персонаж на карту. Около десятка предложений уже поступило, хотя с момента презентации на турфоруме "Большой Урал" прошло лишь несколько дней.
- Дело даже не в героях, а в продвижении туристических ресурсов, маршрутов, - считает Михаил Смердов, директор Ирбитского музея народного быта и по совместительству глава посольства. - Ведь один турист, приехавший на территорию, обеспечивает работой шесть местных жителей. Мы боремся за рабочие места в малых городах. А если территория будет привлекательна, пойдут инвестиции и на конкретные проекты, и на благоустройство.
Сказочная тематика благодатна и для изготовителей сувениров, и для организаторов массовых событий. Например, Сергей Хорольский, гендиректор чайной компании, памятуя, что первый самовар появился все-таки не в Туле, а в Свердловской области, предложил провести чемпионат по приготовлению чая в самоваре. Есть идея положить начало зимним сказочным играм, на которых персонажи из разных уголков страны со своими командами посоревнуются в колобоулинге или беге по неведомым дорожкам. Как минимум это весело и зрелищно.
- В наших планах презентовать проект в Омске, Кургане, устроить большой праздник на Абалакском поле в Тюменской области. Мы написали ознакомительные письма губернаторам, министрам по культуре и туризму, в музеи и уже получили ответы из Челябинска, Томска, Омска, Новосибирска, Югры. Соседей заинтересовала идея, и они готовы создавать новые совместные турпродукты, например путешествие по сказочному кольцу России, - говорит Михаил Смердов.