Замруководителя ЦБ РФ Владимир Чистюхин связывает высокую востребованность электронного продукта не с недостатком "бумажных" полисов, а с тем, что на Урале велико количество активных пользователей Интернета и продвинутое население. Тем не менее потенциал этого сервиса до сих пор не исчерпан: лишь около 10 процентов всех полисов продается в электронном виде, отметил эксперт.
Напомним, с первого января 2017 года страховщики обязаны предоставить потенциальным клиентам возможность купить полис ОСАГО в электронном виде. Эта законодательная новелла привела к росту числа заключенных договоров. Нельзя сказать, что страховщики очень обрадовались росту числа клиентов в этом сегменте. По словам президента РСА Игоря Юргенса, ОСАГО как вид бизнеса продолжает быть убыточным для страховых компаний.
- Запуск электронных продаж значительно повысил доступность "автогражданки", особенно в тех регионах, где лютуют мошенники, из-за которых страховщики минимизировали продажи. Объем сборов страховщиков ОСАГО в январе-феврале 2017 года составил 28,9 миллиарда рублей, а выплаты за тот же период достигли 28,4 миллиарда. При этом объем сборов вырос на 0,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а сумма выплат - на 38 процентов, - подчеркивает Игорь Юргенс.
Возможно, поэтому страховые компании нередко придумывают уловки, для того чтобы потенциальный клиент не смог оформить электронный полис ОСАГО. Одна из самых распространенных - перенаправление на сайт страховщика-конкурента.
- Я пытался оформить электронный полис в нескольких компаниях. Большинство сервисов выдавали отказ только потому, что обо мне нет записи в базе данных РСА - я только что купил машину и впервые оформлял страховку, - поделился впечатлениями автомобилист из Екатеринбурга Иван Тарасов. - На некоторых сайтах были технические ошибки: тратишь 20 минут на заполнение анкеты, а потом все сбрасывается, и приходится начинать снова. Ничего не оставалось, как просто пойти в страховую компанию.
По словам Владимира Чистюхина, сейчас ЦБ проводит мониторинг качества электронных услуг страховщиков. В апреле данные исследования обещают опубликовать, а нарушителей - привлечь к ответственности. Замруководителя ЦБ призвал страховщиков не пытаться избежать заключения договоров в электронном виде, а уделять больше внимания своим расходам и правовой работе в судах.
Максим Едрышов, представитель федерации автовладельцев по Свердловской области:
- Заключение электронных договоров ОСАГО в Свердловской области я связываю с тем, что у нас развитие Интернета всегда было на высоте, электронные услуги традиционно пользуются большим спросом. Это удобно, потому что нет контакта с агентом, который может навязать дополнительные услуги, то есть у человека есть возможность заплатить столько, сколько ОСАГО на самом деле стоит. На отношения между страховщиками и страхователями это никак не повлияло, просто сделало оформление полиса ОСАГО более приятной процедурой.