"Предприятие работает за счет накопленных ресурсов. Но в таком режиме подземка может функционировать не больше месяца, ведь вагоны не могут выехать на линии без планового осмотра, на который тоже требуются средства, а 6-го числа каждого месяца нужно выдавать зарплату сотрудникам", - пожаловался Майзель украинским СМИ.
Плачевное состояние метро, по его словам, связано исключительно с арестом счетов предприятия по иску компании "Укррослизинг", требующей от города около 74 миллионов долларов по неисполненному договору лизинга, заключенному еще в 2009 году, и возвращения 100 вагонов. В конце января Киевский апелляционный хозяйственный суд удовлетворил иск компании к метрополитену, обязав ее исполнить все требования, а уже 16 марта наложил арест на счета предприятия. Выплатить долг самостоятельно Киев не может: долги города на сегодня приближаются к 700 миллионам долларов, и еще в октябре 2015 года депутаты Киевсовета объявили технический дефолт по долговым обязательствам. Единственное, что на сегодняшний день предлагают власти метрополитену, так это продать два вагона 1979 года выпуска и выручить за них около 500 тысяч долларов - такое разрешение вчера выдал подземке Киевсовет. Однако этих денег предприятию не хватит даже на то, чтобы расплатиться с долгами за электричество, которые составляют около 1,5 миллиона долларов.
"Получается, что из-за кредита, который брали еще при Черновецком (мэр Киева с 2006 по 2010 год. - Прим. "РГ"), сегодня в столице может остановиться метрополитен. Но позиция у мэра Кличко однозначная: нельзя допустить остановки метро, это вопрос жизнедеятельности города и передвижения людей", - резюмировал Сергей Майзель. Реакция Кличко и городских депутатов на арест счетов была патриотической и прямолинейной: 23 марта Киевсовет обратился к Совбезу, Генеральной прокуратуре и Службе безопасности Украины с предложением принять участие в разрешении долговой проблемы. Для многих осталось непонятным, каким образом упомянутые структуры могли повлиять на решение независимой судебной власти, и потому, не получив от них реакции, Кличко, как сообщили украинские СМИ, персонально обращался к Петру Порошенко с просьбой о помощи. Но и от президента столичный голова ответа не получил. Комментаторы списали такое равнодушие Порошенко к проблемам подземки на непростые отношения между двумя политиками. Однако бытует и другое толкование: несмотря на корень "рос" в названии компании, за нею сегодня стоят исключительно украинские бизнесмены из близкого окружения Порошенко.
Поскольку проблемы киевского метрополитена лежат не только в финансовой, но, как видится, и в политической плоскости, вероятность того, что подземка остановится непосредственно во время проведения конкурса "Евровидение", отнюдь не нулевая. Единственное средство, которое способно помочь подземке, это повышение стоимости проезда с 4 до 6 гривен, а в идеале и до 8 гривен за жетон - экономически обоснованной цены, по утверждению киевских экономистов. Но, по словам того же Майзеля, пойти на это городские власти не могут из-за опасений социального взрыва.