Газеты вместо смартфона
- Мы с дочкой очень любим читать, причем обе предпочитаем не электронные, а бумажные книги, - рассказывает жительница Красноярска Анна Плотникова. - Вот уже несколько лет и новинки, и классику заказываем исключительно по сети, в известных интернет-магазинах. Там цены намного дешевле, хорошая система скидок, да и выбор богаче. Претензий пока не было.
- А у нас бабушка уже второй год с кровати не встает, со всеми последствиями. Знаете, сколько в аптеке памперсы для взрослых стоят? А если через интернет заказать, в три раза дешевле выходит. Так и делаем, - делится красноярец Дмитрий Житников.
Вместе с тем, многие интернет-форумы буквально заполнены возмущенными сообщениями от покупателей, которым повезло гораздо меньше. В лучшем случае они получили товар гораздо более плохого качества, чем предлагали предприимчивые продавцы. В худшем - вообще ничего.
"Заказывала смартфон, прислали пустую коробку, набитую старыми газетами", "Купился на предложение приобрести качественную и недорогую обувь. Посылка пришла, но внутри ничего не оказалось", "Заказывали колеса на авто. Ждем уже второй год, владелец магазина на связь не выходит"…
"Работала" по всей России
Недавно сотрудники уголовного розыска задержали в Красноярске молодую женщину, на счету которой более 40 обманутых покупателей по всей России. И это - только те, кто обратился за помощью в правоохранительные органы, на самом деле пострадавших, скорее всего, намного больше.
- Как мы выяснили, подозреваемая нигде не работала, целыми днями сидела в соцсетях и рассылала объявления о том, что якобы занимается продажей модной и недорогой одежды, от 500 рублей, - рассказывает Виталий Гришин, начальник отделения управления уголовного розыска ГУ МВД России по Красноярскому краю. - С покупателей брала предоплату и убеждала, что как только получит необходимую сумму, тут же вышлет товар. На деле получалось иначе: стоило клиенту заплатить, как мошенница блокировала его контакты и больше не выходила на связь.
По словам правоохранителей, общая сумма ущерба составила почти четверть миллиона рублей. В большинстве случаев жертвами 28-летней мошенницы были такие же молодые женщины, как она сама - мамы, сидящие в декрете и решившие сэкономить на покупках.
Кстати, красноярка оказалась совсем не глупа и предпочитала обманывать не своих земляков, а жителей других регионов, ведь те не имели возможности приехать и посмотреть на ассортимент своими глазами.
- Самое удивительное, что многие потерпевшие видели в интернете жалобы на эту обманщицу-продавщицу, но желание приобрести вещь задешево оказывалось сильнее здравого смысла, - поясняют в полиции края. - Хотя давно известно: если вы видите, что предприниматель предлагает товар по подозрительно низкой цене, а взамен требует предоплату, это в 90 процентах случаев - чистой воды мошенничество. Вы только потратите деньги, а взамен ничего не получите.
Глядите в оба
Как рассказали в управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в День открытых дверей, который устраивало недавно ведомство, пожаловаться на недобросовестных сетевых продавцов пришли более 40 горожан.
- В основном красноярцы ругают качество товаров и нарушения сроков доставки. Количество жалоб только растет, ведь растет и потребительский интерес сибиряков к товарам и услугам из интернета, - сообщила пресс-секретарь регионального Роспотребнадзора Наталья Краснопеева. - Так, в прошлом году в наше ведомство поступило 129 жалоб на продавцов, занимающихся дистанционной торговлей, это в 1,5 раза больше, чем в 2015 году.
Как уберечь от мошенников свой кошелек, не отказываясь при этом от удовольствия делать виртуальные покупки? По словам экспертов, это несложно, нужно лишь соблюдать несколько нехитрых правил.
Для вас должно стать тревожным звонком, если продавец активно торопит вас с заказом, ссылаясь на то, что такая выгодная цена действует последний день, либо что товар остался в ограниченном количестве. Делается это для того, чтобы вы не успели трезво оценить все детали предстоящей покупки, а значит, скорее всего, на другом конце сети - мошенник.
Кроме того, в добросовестных интернет-магазинах всегда есть альтернатива предоплате. Это может быть наложенный платеж на почте при получении товара, оплата курьеру, либо доставка через пункт самовывоза. Посмотрите также, какие формы оплаты предлагает продавец. Если среди них нет безналичного расчета, это плохой сигнал.
Почитайте отзывы о магазине в интернете и ознакомьтесь с его рейтингом. Не только отрицательный опыт покупок других пользователей, но и исключительно положительные оценки должны обратить на себя внимание - распространение проплаченных отзывов сегодня весьма распространенная практика. Отсутствие у магазина вообще какой-либо истории также повод насторожиться.
Плюсы
Потребитель может ознакомиться с имеющимся в наличие товаром, причем, как правило, всегда есть возможность просмотреть фотографии товара в различном ракурсе, ознакомиться с его техническими характеристиками.
Вещь, купленная через сеть, всегда дешевле. Хотя бы потому, что затраты на создание и содержание интернет-магазина намного меньше, чем на содержание торговых заведений. Меньше издержки - меньше наценка.
Доставка товара транспортными или курьерскими компаниями вполне доступна по цене, происходит быстро и, как правило, качественно - следовательно, товар может быть доставлен покупателю быстро и удобным ему способом.
Минусы
Интернет-магазин может создать любой школьник, это не сложно. Следовательно, никакого магазина может в реальности не существовать - и проверить это непросто.
Покупатель "приходит" в магазин виртуально, следовательно, ассортимента он воочию не видит и неизвестно, есть ли указанный товар в наличии, в каком он техническом состоянии, а главное - насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют реальности.
Покупка через интернет в большинстве случаев предполагает его полную или частичную предоплату. Если продавец оказался мошенником, вернуть деньги, отстояв свои права в суде, будет практически невозможно - ведь между магазином и покупателем нет никакого письменного договора, равно как нет кассового чека или иного подтверждения покупки.