16.04.2017 22:41
Экономика

Яков Миркин: Нам очень нужна стабильность на финансовом рынке

Текст:  Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (7247)
Нам очень нужна стабильность на финансовом рынке. Трижды оттуда приходили кризисы (1998, 2008, 2014 годы). Разве нам нужен четвертый? Но пока там - высокая сейсмика.
Читать на сайте RG.RU

С сентября 2013 года число банков сократилось на 36 процентов, негосударственных пенсионных фондов - на 68, количество брокеров - дилеров, управляющих ценными бумагами, - на 55-60 процентов. Число страховых компаний упало на 40 процентов. Погибло более тысячи финансовых институтов. И никто не хочет идти в эти финансовые джунгли. Еще в 2013 году на каждые две потерянные лицензии участника рынка ценных бумаг приходилась одна выданная. Сегодня на 35 аннулированных лицензий - одна новенькая.

С гораздо большей скоростью уходили финансовые институты в регионах, с меньшей - в Москве. Число филиалов банков по городам и весям России снизилось за три года почти в два раза. В каждом шестом регионе нет банка с местными корнями.

Еще в 2013 году на каждые две отозванные лицензии приходилась одна выданная. Сегодня - одна на 35

Все эти пертурбации связаны с многомиллиардными утратами активов, бедами клиентов. Чтобы покрыть их, бюджет докапитализировал Агентство по страхованию вкладов (АСВ) почти на триллион рублей. Что это за деньги? Наши взысканные налоги, средства, которые могли бы уйти в образование, науку, медицину. К тому же Банк России выдал кредиты АСВ на 1,6 триллиона под один-два процента годовых. Это - запущенный печатный станок, ничем не обеспеченная денежная эмиссия, против которой стоят "черные дыры" в балансах банков.

Выплаты вкладчикам Росэнергобанка начнутся до 24 апреля

Вдуматься только - больше 40 миллиардов долларов на покрытие потерь в банках, почти 18 тысяч рублей на каждого российского жителя, от мала до велика. Инфляционный налог, взятый с каждого из нас. Неужели больше тысячи банков, дилеров - брокеров, страховых компаний, пенсионных фондов - все "нечистые", отмывочные? Сколько из них могло бы пережить кризис 2014 - 2016 годов, если бы не суждения мегарегулятора? Сколько начинают лихорадочно действовать в агонии, совершать ошибки, понимая, что им больше не существовать и "против лома - нет приема"? Когда-нибудь финансовая история разберется, что в 2014-2017 годах было объективной очисткой "авгиевых конюшен", что - перебором в кризис, когда всем плохо, а что - кампанейщиной.

И что же делать нам, клиентам? Вот на столе лежат реальные документы. Приходный ордер на взнос депозита в банк, который потом погиб, договор на депозит - всё чин по чину, все подписи и печати. В банке совершено преступление - эти деньги не проведены по учету. Никто из нас знать не знает и не может понимать, что его деньги за банковской стойкой крадут. И что оно отвечает АСВ на просьбы вернуть деньги? Ваши документы в банке не обнаружены, возбуждено уголовное дело, оснований для выплаты нет. Это значит, по опыту - ждите после дождичка в четверг.

Разве это финансовая стабильность? И разве можем мы строить стабильные планы, если весь рынок уверен, что впереди девальвация рубля и что он искусственно переоценен на операциях керри трейд? Валюта вкладывается в рубли под высокий процент, а заякоренный рубль дает возможность их вывести через какое-то время обратно, обратить рубли "назад" в доллары/евро, получив очень высокую прибыль. Это обычный механизм подготовки будущего финансового кризиса в России (и не только), который сработал уже три раза.

За три года число банков в России сократилось на 36%, НПФ - на 68%, управляющих ценными бумагами - на 60%

А в это время Банк России объявляет, что этого керри трейд у нас совсем немножечко - 2-5 миллиардов долларов. Но у нас доля нерезидентов на биржевых рынках акций - 45 процентов, облигаций - 18, валюты - 17, деривативов - 45 процентов. На рынке деривативов валютные контракты занимают 45-65 процентов рынка. На валютном рынке спот (прямая торговля валютой) доля иностранцев - 41 процент. Доля нерезидентов в гособлигациях (ОФЗ) - 28 процентов. На внебиржевом валютном рынке - от 40 до 80 процентов. Это традиционно спекулятивные вложения, которые при первых признаках опасности обрушат рубль, как это уже было. Хотя не стоит все валить на нерезидентов. И свои, и чужие - с удовольствием играют в керри трейд.

Экономисты дали советы, как не лишиться своих банковских вкладов

Так сколько же денег вложено в керри трейд? На начало февраля 2017 года нерезидентам принадлежали 1,6 триллиона рублей облигаций федерального займа. Если хотя бы треть этих облигаций - керри трейд (консервативная оценка), то сумма достигает почти 10 миллиардов долларов. И это только по одному сегменту рынка, и только в части, относящейся к "иностранцам".

А вот еще одна прелесть. За 2016 год портфельные инвестиции нерезидентов в долговые ценные бумаги выросли на 30 процентов, в акции - на 60 процентов. В 1 квартале 2017 года мы точно увидим следующий рывок (данных пока нет). Это на 70-80 процентов спекулятивные деньги. Керри трейд - не единицы, а десятки миллиардов долларов.

Российские финансы по-прежнему взрывоопасны. Пожалуйста, осторожнее на поворотах и реалистичнее в оценках! Мы исстрадались в финансовых кризисах, закрытиях банков и резких поворотах валютных курсов. За всем этим - не только экономика, но и огромная растрата человеческих жизней, потому что деньги, имущество, доходы - уже четверть века область жесточайших стрессов.

Банки