Минтрансу и МВД поручено изучить возможность предоставления мотоциклистам права двигаться в так называемом междурядье, а также возможность введения отдельных стоп-линий для мотоциклистов и автомобилистов.
Как сообщил "РГ" представитель первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, соответствующие поручения были даны по итогам совещания, которое состоялось 21 марта. Уже в конце этой недели минтрансу совместно с правительством Москвы и экспертным центром "Пробок.нет" должны дать свой ответ на это поручение и провести эксперимент по применению двойной стоп-линии на перекрестках с интенсивным движением двухколесного транспорта.
Автором идеи о дополнительной стоп-линии для мотоциклистов выступил глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. Он сослался на европейский опыт. Дело в том, что мотоцикл гораздо быстрее разгоняется с места, чем обычный автомобиль. Поэтому предложено позволить мотоциклистам стартовать на зеленый сигнал светофора первыми.
Это, по мнению авторов идеи, повысит не только мобильность байкеров, но и безопасность на перекрестках. Представители Минтранса России и правительства Москвы сами предложили провести подобный эксперимент.
По результатам такого эксперимента можно будет установить необходимость введения двух отдельных стоп-линий.
Идею о проведении эксперимента поддержали. Однако непонятно, как ее реализовать.
Дело в том, что за заезд за стоп-линию у нас предусмотрено наказание в соответствии с частью 2 статьи 12.12 Кодекса об административных правонарушениях - штраф 800 рублей. Каким образом водитель автомобиля отличит одну стоп-линию от другой, если в правилах специальной стоп-линии для мотоциклов нет? Как мотоциклисты поймут, что им можно занять место перед автомобилями?
Возможно, на экспериментальных перекрестках будут висеть огромные транспаранты с предупреждением, возможно, на асфальте напишут: "только для мотоциклистов"... В общем, пока вопросов много.
Что касается возможности передвигаться между рядами, то за это право мотоциклисты воюют не первый год. Однако, согласно вступившим поправкам в правила об опасном вождении, такое движение как раз приравнивается именно к нарушению этого пункта: несоблюдение бокового интервала. Если же мотоциклист двигается непосредственно по прерывистой полосе, то он нарушает пункт правил 9.7 - расположение транспортных средств на проезжей части. Да и небезопасно это. Разметка сама по себе довольно скользкая штука. На двух колесах по ней не очень-то покатаешься.
Надо сказать, что в ГИБДД считают, что разрешать движение мотоциклистам между рядами - не лучший способ улучшить безопасность на дорогах. В правилах прописаны требования о том, что транспортные средства должны двигаться строго по полосам. Установлены требования держать безопасную дистанцию между транспортом. И неважно, что это за транспорт: мотоцикл, легковушка или фура.
Стоит напомнить также, что легким мотоциклом могут управлять 16-летние молодые люди. Поэтому разрешение двигаться в междурядье может оказаться очень опасным. Ведь мало того, что опыт вождения у них небольшой, так и жизненного опыта пока маловато. А правильно оценивать дорожную обстановку и предугадывать действия других водителей приходит только с опытом. Ни на одном автодроме этому не обучишь.
Кроме того, как напоминают в ГИБДД, такой практики нет нигде в мире. Ни в одной стране не разрешается передвигаться между рядами. И в той же Европе даже наши мотоциклисты передвигаются по правилам. А у нас опять изобретается собственный и довольно рискованный путь.
Только в прошлом году удалось добиться существенного сокращения количества аварий с мотоциклистами почти на 17 процентов. Всего произошло 4,6 тысячи таких ДТП.
Напомним, что буквально недавно вступили в силу поправки, которые разрешают мотоциклистам двигаться по автомагистралям в соответствии с общими ограничениями скорости. Раньше им нельзя было разгоняться более 90 км/ч. Эта поправка появилась из-за того, что наиболее безопасным считается движение со скоростью потока. Тот, кто движется медленнее потока, - потенциальная жертва ДТП. Результат этого послабления выяснится только в конце сезона.
Впрочем, поручение первого вице-премьера требует только изучения необходимости и возможности таких корректировок
"На данный момент речь идет о том, чтобы изучить вопрос на предмет его законодательного регулирования в России, а также правоприменения в других странах", - отметил представитель первого вице-премьера.
Представленный ведомствами доклад должен сформировать понимание, поможет ли введение данной нормы обеспечить большую безопасность на дорогах, добавил он. "Только после представления позиций ведомств и консультаций с экспертам может быть принято решение, а пока - это лишь вопрос обсуждения".