17.04.2017 14:00
Экономика

В Екатеринбурге перенесли реформу общественного транспорта

Нововведения на Урале не "прокатили"
Текст:  Надежда Толстоухова ( Екатеринбург)
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №82 (7248)
В Екатеринбурге под давлением общественности перенесли на 2019 год (читай - отменили) нашумевшую реформу общественного транспорта. Разработчики новой маршрутной сети отстранились от дел, а глава профильного комитета городской администрации подал в отставку.
Читать на сайте RG.RU

Говорить о грядущей реформе начали еще в середине прошлого года. По словам чиновников, необходимость нововведения была продиктована федеральным законодательством, а также объективными причинами: общественный транспорт Екатеринбурга теряет 2-5 процента пассажиров в год.

Администрация объявила конкурс на разработку новой оптимизированной схемы движения общественного транспорта. Выиграл его фонд "Город.PRO", до этого разрабатывавший лишь схему велодорожек в одном из районов города. Пригласили американского эксперта-урбаниста Джареда Уокера и под его руководством разработали новую схему движения городского транспорта. Основной смысл реформы сводился к тому, чтобы пересадить людей с частных маршруток на муниципальные автобусы, трамваи, троллейбусы и метро. Для этого планировалось сократить количество маршрутов почти втрое, закрыть центр города для малых автобусов, чтобы использовать их только на окраинах для подвоза людей к местам пересадки. Кроме того, предлагалось ввести тарифы повременной оплаты.

Названы самые богатые и бедные районы Екатеринбурга

Старт реформы был назначен на первое июля. Но как только саму идею вынесли на открытое общественное обсуждение, посыпался шквал негодующих отзывов. Особенно протестовали жители отдаленных районов: если бы новую схему движения транспорта все-таки ввели, добираться до центра города им пришлось бы с несколькими пересадками. А с учетом того, что городские пробки распоряжением администрации отменить нельзя, привычное время до работы могло увеличиться в несколько раз. Постепенно претензии к новой маршрутной сети стали высказывать и представители властных структур. Решающим горожане считают заявление начальника Управления ГИБДД по Свердловской области Юрия Демина, который сказал следующее: "Изменения нужны, но они должны быть тщательно выверены и вводиться постепенно. Иначе еще большее количество горожан пересядет на личный автотранспорт, и проблема пробок усугубится".

После такой аргументации чиновникам горадминистрации осталось признать недоработки. Сити-менеджер Александр Якоб заявил, что необходим еще ряд подготовительных мероприятий для успешного старта проекта, поэтому дату внедрения решили перенести. Городские власти пообещали проанализировать поступившие к ним предложения и самые удачные из них учесть в финальной версии новой маршрутной сети. "С учетом того, что в 2018 году Екатеринбург будет принимать матчи чемпионата мира по футболу, дата внедрения новой маршрутной схемы будет перенесена на 2019 год", - резюмировал Александр Якоб.

Мнение

Рудольф Ковалев, действительный член Российской открытой академии транспорта, доктор технических наук:

Я за то, чтобы сохранить существующую схему и планомерно ее дорабатывать. Не хирургическими методами, а терапевтическими. Например, в нее можно интегрировать магистральные маршруты, обозначить приоритет крупных автобусов в центре города, ввести повременный тариф. А вот множественные пересадки - зло, которое следует минимизировать. То, что сейчас сделано в Екатеринбурге, - это начальная стадия градостроительного проектирования. Далее схему надо реализовывать в соответствии с нормами и регламентами, проводить госэкспертизу.

В первую очередь следует навести порядок в движении всего транспорта - это позволит значительно сократить эксплуатационные расходы и повысить рентабельность перевозок, снизится время простоев в пробках, машины не будут преждевременно выходить из строя. Рентабельность можно поднять путем развития системы техсервиса, перевода автопарка на газ. Не стоит уповать на "силовое" устранение частников с рынка. Я сам беседовал с перевозчиками: никто от своего бизнеса не откажется, не выиграют торги - будут возить нелегально.

Общественный транспорт Екатеринбург Урал и Западная Сибирь