Говорить о грядущей реформе начали еще в середине прошлого года. По словам чиновников, необходимость нововведения была продиктована федеральным законодательством, а также объективными причинами: общественный транспорт Екатеринбурга теряет 2-5 процента пассажиров в год.
Администрация объявила конкурс на разработку новой оптимизированной схемы движения общественного транспорта. Выиграл его фонд "Город.PRO", до этого разрабатывавший лишь схему велодорожек в одном из районов города. Пригласили американского эксперта-урбаниста Джареда Уокера и под его руководством разработали новую схему движения городского транспорта. Основной смысл реформы сводился к тому, чтобы пересадить людей с частных маршруток на муниципальные автобусы, трамваи, троллейбусы и метро. Для этого планировалось сократить количество маршрутов почти втрое, закрыть центр города для малых автобусов, чтобы использовать их только на окраинах для подвоза людей к местам пересадки. Кроме того, предлагалось ввести тарифы повременной оплаты.
Старт реформы был назначен на первое июля. Но как только саму идею вынесли на открытое общественное обсуждение, посыпался шквал негодующих отзывов. Особенно протестовали жители отдаленных районов: если бы новую схему движения транспорта все-таки ввели, добираться до центра города им пришлось бы с несколькими пересадками. А с учетом того, что городские пробки распоряжением администрации отменить нельзя, привычное время до работы могло увеличиться в несколько раз. Постепенно претензии к новой маршрутной сети стали высказывать и представители властных структур. Решающим горожане считают заявление начальника Управления ГИБДД по Свердловской области Юрия Демина, который сказал следующее: "Изменения нужны, но они должны быть тщательно выверены и вводиться постепенно. Иначе еще большее количество горожан пересядет на личный автотранспорт, и проблема пробок усугубится".
После такой аргументации чиновникам горадминистрации осталось признать недоработки. Сити-менеджер Александр Якоб заявил, что необходим еще ряд подготовительных мероприятий для успешного старта проекта, поэтому дату внедрения решили перенести. Городские власти пообещали проанализировать поступившие к ним предложения и самые удачные из них учесть в финальной версии новой маршрутной сети. "С учетом того, что в 2018 году Екатеринбург будет принимать матчи чемпионата мира по футболу, дата внедрения новой маршрутной схемы будет перенесена на 2019 год", - резюмировал Александр Якоб.
Рудольф Ковалев, действительный член Российской открытой академии транспорта, доктор технических наук:
Я за то, чтобы сохранить существующую схему и планомерно ее дорабатывать. Не хирургическими методами, а терапевтическими. Например, в нее можно интегрировать магистральные маршруты, обозначить приоритет крупных автобусов в центре города, ввести повременный тариф. А вот множественные пересадки - зло, которое следует минимизировать. То, что сейчас сделано в Екатеринбурге, - это начальная стадия градостроительного проектирования. Далее схему надо реализовывать в соответствии с нормами и регламентами, проводить госэкспертизу.
В первую очередь следует навести порядок в движении всего транспорта - это позволит значительно сократить эксплуатационные расходы и повысить рентабельность перевозок, снизится время простоев в пробках, машины не будут преждевременно выходить из строя. Рентабельность можно поднять путем развития системы техсервиса, перевода автопарка на газ. Не стоит уповать на "силовое" устранение частников с рынка. Я сам беседовал с перевозчиками: никто от своего бизнеса не откажется, не выиграют торги - будут возить нелегально.