Об этом шла речь на "круглом столе" "Сто вопросов о профессии".
О том, что семь процентов жителей нашей страны трудятся водителями, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин: "Транспорт в нашей стране развивается хорошо, но будущее не только за водителями и продавцами". Рощин отметил, что в настоящее время размываются границы между профессиями.
И, пожалуй, единственное направление сейчас, которое требует усердной образовательной и профессиональной подготовки - это медицина и здравоохранение. Получив специальность другой направленности, человек может спокойно "перетекать" из одной профессиональной области в другую.
Тем более что и современная многоуровневая система образования этому способствует. Например, бакалавриат, как правило, формирует общие знания, компетенции у молодого специалиста и позволяет работать в самых разных сферах деятельности, продолжает Рощин. А уже магистратура дает более "узкие" профессиональные знания.
Он так же пояснил, что в ком точно будет высокая потребность в перспективе, и она есть сейчас - это в специалистах сферы информационных технологий. И в людях, которые умеют делать многое. Не в простых инженерах, например, а в инженерах, которые смогут заниматься и разработкой технологий, и их внедрением, и обеспечением их функциональности.
Кроме того, даже если в производственные сферы массово придут роботы, будет высока потребность в специалистах, работа которых сопряжена с общением с людьми и оказанием услуг - от человека к человеку. И тут речь идет не только о медиаспециалистах, но и психологах, социальных работниках, например, потребность в них будет возрастать.
Что касается настоящего времени, сейчас рынку труда нужны специалисты в области машиностроения, кораблестроения, информационных технологий.
"У нас сейчас развивается сфера кораблестроения. В нашей стране сейчас строятся разные корабли - и научные, и торговые, и мы начинаем делать круизные лайнеры, которые пойдут по рекам. А впоследствии, не исключено, будем строить морские лайнеры", - сказал директор департамента управления персоналом "Объединенной судостроительной компании" Эдуард Бобрицкий. Он уточнил, что сейчас отрасли не хватает как специалистов высшего звена, "технарей" с высшим образованием, так и высококвалифицированных рабочих. И это при том, что зарплата в отрасли на 10 процентов выше, чем в среднем по региону, где находятся судостроительные предприятия. А в конструкторском бюро - еще выше.
Он рассказал, что в России есть даже династии кораблестроителей, семьи, которые передают свое мастерство из поколения к поколению в течение более 200 лет. Но только на них вся система держаться не может. Нужны новые кадры.
Директор по развитию системы профстандартов ФБГУ "НИИ труда и соцстрахования" Ирина Волошина рекомендует старшеклассникам ознакомиться со справочником профессий и должностей.