Через край
С марта внимание аграриев было приковано к озимым культурам. В Черноземье этот клин привыкли называть "первым хлебом". И надо сказать, что состояние этих посевов нынешней весной оказалось гораздо лучше, чем предыдущей. Заместитель начальника белгородского департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Василий Мельников прошедшую зиму называет "уникальной и благоприятной".
- Было много снега, при этом он таял так, что весь успел уйти в почву, - подчеркивает чиновник. По его словам, все могло быть иначе: если бы температура воздуха после зимних холодов резко поднялась, то аграрии были бы вынуждены констатировать не только ограниченный запас влаги, но и смыв верхнего слоя плодородного чернозема.
На белгородских полях последнего не произошло, в том числе и потому, что здесь несколько лет подряд внедряют биологическую систему земледелия: на поверхности остаются и так называемые пожнивные остатки, и сидераты. Такой естественный слой хоть и добавляет в цвет черноземной пашни более светлые оттенки, в итоге "работает" на плодородие земель.
Структура посевных площадей в каждом регионе отвечает конкретным целям и задачам. К примеру, развитое животноводство Белгородской области требует по 200 тысяч гектаров сои и кукурузы, и площадь этого клина вот уже несколько лет не меняется. В Липецкой области в нынешнем году более 450 тысяч гектаров займут яровыми зерновыми, а структуру посевных площадей в профильном управлении администрации охарактеризовали как универсальную. Главная задача растениеводов - повысить рентабельность производства: если одна культура не принесет выгоды, потери должна "перекрыть" другая.
В соседней Тамбовской области в нынешнем году заявили об увеличении общей площади пахотных земель. Поля приросли более чем на 140 тысяч гектаров, при этом большую часть пашни отдадут зерновым. Впрочем, по словам аграриев, клин сахарной свеклы и масличных тоже прирастет. Только главная цель растениеводов - собрать свыше трех миллионов тонн зерна. Как и в Белгородской области, здесь намерены прокормить развивающийся животноводческий комплекс собственными силами.
Теплое время
И хотя теоретики говорят о перспективных направлениях в растениеводстве, новых системах земледелия, позволяющих планомерно повышать урожайность, практики подчеркивают: без благоприятных климатических условий ждать рекордных показателей и полных закромов не стоит. Пока российские климатологи дают положительный прогноз. По словам экспертов Гидрометцентра, центральную часть страны ожидает среднестатистическая весна и такое же лето. И прирост температуры, и агрономические климатические показатели не выйдут за пределы норм.
Тем не менее эксперты напоминают о проблемах глобального потепления. Аграрии отмечают: то, о чем рассуждают климатологи, уже отразилось на полях.
Василий Мельников приводит красноречивый пример: теперь возобновление весенней вегетации стартует на месяц раньше, чем в не таком уж далеком 2000 году.
- Если тогда ранняя весна начиналась примерно 12 апреля, то сейчас эта дата - 12 марта, - уточняет он.
Впрочем, за это время ученые вывели новые сорта зерновых, устойчивых к засухе, а аграрии научились получать высокие урожаи тех культур, о которых раньше и подумать не могли. Так, белгородцы собрали в прошлом году более 29 центнеров сои с гектара. Потери оказались минимальными, и возможно, совсем скоро завозить шрот из-за рубежа и вовсе не придется.
Однако, по словам аграриев, во время перемены климатических условий стоит позаботиться о диверсификации культур. Так, аналогом той же теплолюбивой сои уже стал люпин. Его посевы для черноземных полей - это хорошо забытая традиция, которую возобновили благодаря высокому содержанию белка и неприхотливости растений. Наряду с ним набирает популярность нут. Фермеры признаются, что еще лет двадцать назад подумать не могли об этом "турецком горохе" на своих полях. Теперь же только расширяют площади посевов.
Растениеводы растущую популярность культуры объясняют ее устойчивостью к высоким температурам и абсолютной защищенностью "мохнатых" стручков перед вредителями. А вот предприниматели, закупающие зерно, которое в основном идет на экспорт, считают, что аграрии немного лукавят.
- Если еще три года назад цена на нут составляла 12-18 рублей, то сейчас она выросла до 50-60, и это несмотря на то, что доллар немного упал, - поясняет воронежский предприниматель Анатолий Шестопалов. - Даже если урожайность составляет 15 центнеров с гектара, это выгодно. Конечно, большую роль играют погодные условия. В прошлом году те аграрии, которые хотели собрать полторы тысячи тонн, получили в два раза меньше. Но все равно не отказались от культуры. У меня было еще одно опасение: в 2015-2016 годах площади под нут значительно увеличились, цена могла упасть. Ведь так уже было с подсолнечником. Но здесь ситуация развивалась совсем по-другому: стоимость только выросла.
Индийское просо и хлеб инков
Аналитики утверждают, что такое стремление к разнообразию культур, пусть пока и экзотических для Черноземья, пойдет только на пользу делу. Даже если в структуре посевных площадей останутся традиционные пшеница, кукуруза, ячмень, пусть их соседями будут сорго или даже амарант.
Примеры, когда выращивают и то и другое, есть в Курской области. "Индийское просо" - как еще называют сорго - по своему химическому составу очень похоже на кукурузное зерно. И выращивать его здесь, как признаются агрономы, несложно.
- В прошлые годы из четырех тысяч гектаров пашни сорго занимало примерно 40, - рассказывает агроном местной фирмы Юрий Бородин. - Затраты минимальные, и мы свои площадки даже предоставляли для изучения ученым Ростовского института сои и сорго. Но дело в том, что у нас есть свое молочное стадо, и теперь эту культуру мы оставили исключительно ради зеленой массы на корм скоту. Очень удобно: мы делаем три укоса, и качество высокое.
Бородин признается, что было время, когда площади посевов попытались увеличить, только вот сил на уборку в таких случаях просто не хватало.
- Да и не нужно нам больше, - добавляет он. - Вот и решили соблюдать баланс.
Он уверен, что популярность вот таких засухоустойчивых культур - а в народе сорго еще называют "верблюдом растительного мира" - будет расти.
- Мы все чувствуем, что климат меняется, - продолжает Бородин. - Но это - только одна причина. Другая - финансовые показатели. Мы берем только то, что выгодно, ведь иначе просто нельзя.
Кроме того, по словам предпринимателей, именно сейчас важно занять формирующиеся ниши рынка. И хотя это сложный путь, радует то, что конкурентов пока очень мало. Так, курский фермер Александр Гандзюк на своих полях из традиционных культур оставил лишь сою. Самые важные ставки сделаны на горчицу, кориандр и амарант. Первые две сеются исключительно ради семян. Они потом идут на приготовление маринадов и соусов. На спрос, как говорит сам фермер, жаловаться не приходится.
Амарант же, который всегда был популярен в Южной Америке и Мексике, в Черноземье идет на производство муки и крупы.
- Кажется, что эту культуру у нас никто не знает, но на самом деле амарант широко используется теми, кто пристально следит за своим здоровьем, - поясняет Александр Гандзюк. - Всех подкупают его полезные свойства. Это безглютеновый продукт. Поэтому он идет как основа для каш и печенья.
Сеять амарант фермер будет на 100 гектарах, и этого, по его словам, пока достаточно. Когда спрос начнет расти - увеличится и пашня. Александр Гандзюк уверен, что структура посевных площадей будет меняться: как бы сложно земледельцам ни было, приспосабливаться к новым условиям необходимо. Сам он когда-то не представлял, как откажется от производства картофеля, без которого не обходится ни один россиянин. Но теперь на полях фермера - ни одного клубня, а он об этом не жалеет.