Соответствие норм закона о службе в органах внутренних дел и требований Положения о службе в органах внутренних дел и Конституции попросила проверить Оксана Гурова. Конституционный суд это сделал и признал один из пунктов части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ не соответствующим Основному закону страны.
История проблем Оксаны Гуровой началась с 2006 года. Тогда она занимала должность инспектора в исправительной колонии N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области. Однако в 2015 году была уволена как имеющая судимость за покушение на обман потребителей.
Уголовное прошлое женщина фактически скрыла при приеме на работу, но пояснила позднее, что считает себя несудимой: совершенное ею деяние было декриминализовано в 2003 году, то есть еще до поступления на службу.
Однако местные суды, в которых Гурова пыталась оспорить свое, на ее взгляд, несправедливое увольнение, с таким подходом не согласились.
По их мнению запрет на прохождение осужденными лицами службы в органах ФСИН "носит безусловный характер, поскольку связывается лишь с самим фактом осуждения, вне зависимости от снятия или погашения судимости и декриминализации преступления".
Отметим, что Конституционный суд уже рассматривал подобные жалобы, поэтому решение основано на ранее высказанных правовых позициях.
В постановлении по делу Гуровой Конституционный суд еще раз подчеркнул, что увольнение сотрудников на основании самого факта судимости нарушает принцип равенства перед законом и судом.
Лица, совершившие аналогичное деяние до декриминализации статьи Уголовного кодекса РФ, "находились бы в неравном положении с теми, которые совершили аналогичные деяния после вступления в силу нового уголовного закона".
- Поскольку правовое значение декриминализации носит общий характер и поскольку служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по своей природе сходна со службой в органах внутренних дел, увольнение со службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с их осуждением за совершение деяний, которые на момент решения вопроса об увольнении утратили оценку в качестве преступных, не может рассматриваться как согласующееся с природой РФ как правового государства, - указал Конституционный суд.
На этом основании пункт "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ признан не соответствующим Конституции.
Дело Оксаны Гуровой подлежит пересмотру.