Владимир Сысолятин и Олег Матвеев обратились в суд с требованием взыскать с механического завода компенсацию за нарушение исключительных прав на изобретение - по 175 тысяч рублей за каждую единицу выпущенной продукции. Общая сумма требований могла составить порядка 400 миллионов рублей, ведь речь шла об основной номенклатуре предприятия.
Как рассказал один из патентообладателей, в начале нулевых годов он работал на челябинском предприятии инженером. Придумал свою конструкцию рамы автокрана, разработал чертежи, за свой счет запатентовал и передал для внедрения руководству завода. По этим чертежам был налажен выпуск продукции. Впоследствии, когда изобретатель уже уволился, ему сообщили: выпуск этих деталей прекращен. И лишь через 10 лет он неожиданно узнал, что завод пользовался результатами его труда до 2015 года.
- Руководитель предприятия отказался даже разговаривать на тему каких-либо выплат. Тогда я обратился в суд, - возмущается Владимир Сысолятин.
В случае проигрыша заводу пришлось бы выплатить правообладателю огромную компенсацию за выпущенную продукцию, несмотря на то что по закону выплаты осуществляются лишь за три последних года, а не за все десять. Даже для крупного предприятия это могло стать серьезным ударом. Поэтому юристы, представляющие его интересы, решили провести тщательную проверку патента на уникальность и новизну.
- Мы представили в Палату по патентным спорам два патента США, где аналогичное изделие было разработано раньше, - рассказывает представитель завода Сергей Гаврюшкин.
Согласно заключению палаты в этом случае истцы рисковали вообще лишиться патента. Поэтому они предпочли отказаться от исковых требований. О возврате средств, ранее полученных патентообладателями по лицензионному соглашению, речи не идет: по закону они не подлежат возврату, даже если патент будет признан недействительным.
Оспаривание патентов - известная и достаточно распространенная практика. Дело в том, что "изобретателей велосипеда" в России довольно много. До внесения изменений в Гражданский кодекс в 2014 году получить патент на полезную модель было легко: если формально заявка оформлена правильно, его выдавали без экспертизы. И, как показывает практика, многие активно этим пользовались, чтобы закрепить за собой монопольное право на производство продукции с использованием давно известных технических решений.
По мнению экспертов, тщательное исследование патента на уникальность и новизну до подписания лицензионного соглашения с патентообладателем может сэкономить бизнесу десятки, а то и сотни миллионов рублей. Проводить подобное исследование юристы советуют и другой стороне - изобретателям, чтобы не подвергать себя риску аннулирования патента.