26.04.2017 13:31
В мире

В Пекине пройдет Форум международного сотрудничества "Пояс и Путь"

КНР придерживается принципа совместных консультаций, совместной реализации и совместного использования
Текст:  Константин Волков
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №90 (7256)
Читать на сайте RG.RU
14-15 мая в Пекине пройдет Форум международного сотрудничества "Пояс и Путь", посвященный развитию глобального проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского шелкового пути XXI века.

Инициатором форума стал Китай, что понятно, ведь именно председатель КНР Си Цзиньпин впервые озвучил идею ЭПШП в Астане в 2013 году. На инициативу охотно откликнулась Москва, разработавшая проект сопряжения ЭПШП и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а в 2016 году выдвинувшая геоэкономическую концепцию "Большой Евразии". Эту инициативу можно назвать поиском способов альтернативной глобализации, продолжением идеи построения единого пространства от Лиссабона до Владивостока.

Инициативу Китая о создании форума поддержало более 100 государств

На форуме планируется обсудить, насколько успешно развивается ЭПШП, в который за три с лишним года, по словам главы Госкомитета по развитию и реформе КНР Хэ Лифэна, уже инвестировано более 50 миллиардов долларов, из них только в 2016 году - 14 миллиардов. Львиная доля средств вложена китайской стороной.

Как рассказал член Госсовета КНР Ян Цзечи, "в Пекине будут заданы новые импульсы взаимного развития государств и народов, живущих вдоль Шелкового пути". Звучит многообещающе, а если углубиться в детали, то становится ясно, что китайская сторона намерена форсировать развитие ЭПШП, но при этом совсем не хочет заниматься этим в одиночку. Тем более что желающих много - более 100 государств и международных организаций заявили, что хотят принять участие в проекте. Ян Цзечи так и заявил, что "хотя "Пояс и Путь" - китайская инициатива, но это вовсе не означает, что Пекин должен работать в одиночку. Это должна быть совместная "симфония", от исполнения которой получит пользу каждая сторона".

КНР придерживается принципа "совместных консультаций, совместной реализации и совместного использования". И форум в Пекине, надо полагать, станет исполнением первой части этой триады. С 2013 года, по мнению Пекина, у заинтересованных сторон было время обдумать свои желания и возможности для участия в проекте, теперь же надо определиться, кто какие обязательства готов на себя взять и что он хочет получить взамен. Поэтому Ян Цзечи особо подчеркнул: "Мы постоянно переспрашиваем участников форума, каких результатов они хотят достичь".

При этом Пекин ожидает обсуждения крупных проектов. По словам чиновника, "необходимо сделать акцент на перспективных отраслях, имеющих общемировое значение, углубить сотрудничество в сфере создания и расширения инфраструктуры, торговли и инвестиций, финансовой поддержки и гуманитарного обмена".

Китайская сторона заявила в конце марта о создании семи экспериментальных зон свободной торговли. Этот проект преследует сразу несколько целей. Во-первых - активизацию экономических реформ внутри КНР, кроме того, Пекин рассчитывает, что ЗСТ помогут развитию ЭПШП, так как будут привлекать бизнес из других стран.

Но Пекин не раз подчеркивал, что он - не единственный создатель Экономического пояса Шелкового пути. "Построение ЭПШП зависит не только от желания КНР. Поэтому мы уже пришли к пониманию того, что предложения Китая необходимо сочетать со спросом в тех странах, которые вовлечены в этот проект, с их желаниями и возможностями", - пояснил в интервью ТАСС директор Центра исследований России и Центральной Азии Академии общественных наук Шанхая Пань Давэй.

О собственных проектах, которые можно было бы тем или иным образом соединить с ЭПШП, заявили уже несколько государств. Так, Казахстан в 2015 году выдвинул программу инфраструктурного развития "Нурлы жол" (Светлый путь), которая направлена на формирование в стране нескольких макрорегионов и создание транспортной системы, которую можно будет интегрировать в международную сеть.

Уже работает Комиссия по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, возглавляемая с российской стороны первым вице-премьером Игорем Шуваловым, а с китайской - зампредседателя Госсовета КНР Чжан Гаоли. В ЕАЭС намерены реализовать 39 инфраструктурных проектов, которые должны помочь формированию ЭПШП. В первую очередь это строительство и модернизация автодорог через Россию и Казахстан, создание логистических центров, развитие транспортных узлов. В числе этих проектов - высокоскоростная железная дорога Москва - Казань протяженностью 820 км. Это расстояние поезда будут преодолевать за 3,5 часа. Также рассматривается создание железной дороги Узбекистан - Китай. В состав ЭПШП, кроме того, может войти и железнодорожная ветка Армения - Иран, которую предполагается расширить, увеличив ее пропускную способность.

В Китай прибыл первый поезд с российским продовольствием

Что именно может оказаться выгоднее возить по суше, вместо того чтобы доставлять морем, при том, что сегодня львиная доля грузов из Китая в Европу и в обратном направлении идет именно морским маршрутом? "Это могут быть экспортные товары западных и северо-восточных провинций Китая, а также узкая номенклатура экспортных "дорогих" товаров из центральных и восточных провинций Китая, например, электроника, автомобильные комплектующие, фармацевтические изделия, косметика, ювелирные изделия", - приводит слова директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгения Виноградова казахский деловой интернет-портал "Капитал".

По словам эксперта, наземные поставки из Европы в КНР также могут оказаться очень привлекательными и для европейских предприятий, имеющих в Китае сборочные мощности. "Неслучайно уже сейчас из Европы в Китай по железной дороге следуют контейнерные поезда, два-три состава в неделю из Польши и Германии с компьютерными и автомобильными комплектующими", - говорит Виноградов.

Кроме того, грузовые маршруты по суше могут быть полезны поставщикам товаров, для которых важна высокая скорость доставки. Это, например, скоропортящиеся продукты питания, текстиль премиум-класса. "Если сухопутные перевозки окажутся эффективными и быстрыми, - отмечает Виноградов, - то они могут привлечь внимание почтовых операторов, таких как DHL или Alibaba, которые таким путем будут доставлять заказы в европейскую часть России".

Эксперты говорят, что грузопоток сухопутных перевозок между КНР и Европой уже растет. Так, через погранпереходы в Забайкальске и Наушках, где есть выходы на Транссиб, каждый год он увеличивается на 20-30 процентов, а через границу Китая и Казахстана так и вовсе с 2013-го он вырос вдвое.

Конкретно

Первый поезд из Китая прибыл в Лондон 18 января. В основном поезд был загружен одеждой, обувью и другими потребительскими товарами, произведенными в КНР. 10 апреля с терминала DP World London Gateway был отправлен первый контейнерный поезд из Лондона в Китай, в город Иу на юго-восточном побережье КНР.

Китай