27.04.2017 05:43
Экономика

Иностранцев насторожило большое количество ТОР на Дальнем Востоке

Иностранных инвесторов насторожило обилие на Востоке России территорий опережающего развития
Текст:  Ирина Дробышева
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №90 (7256)
Несмотря на большой интерес заграничного бизнеса к льготному режиму свободного порта и территорий опережающего развития (ТОР), иностранцев среди резидентов пока немного. С какими трудностями столкнулись первые инвесторы из-за рубежа, обсудили на VII Дальневосточном российско-корейском форуме во Владивостоке представители власти, бизнеса и экспертного сообщества двух стран.
Читать на сайте RG.RU

Корейские предприниматели высоко оценивают "разворот на Восток", но, по мнению экспертов, за почти два года действия законов результаты не столь высоки, как об этом рапортуют чиновники. Миллиарды рублей пока только "заявленных" вложений и все возрастающее количество создаваемых ТОРов иностранных инвесторов, оказывается… настораживают.

Во что инвестируют иностранные компании в ДФО

- У нас принято выбирать цель и концентрироваться на ней, а не распыляться. У вас же юридически создано 15 территорий опережающего развития и предполагается, что еще как минимум две появятся в ближайшее время. Режим свободного порта Владивосток действует в 16 муниципалитетах Приморья и в нескольких дальневосточных портах, хотя опыт еще не накоплен. А сможете ли вы поднять эти механизмы на тот высокий уровень, на который они нацелены? Нужно помнить, что важнее качество, а не количество. Кластерный подход не везде выдержан, в ряде случаев в ТОР собраны разные проекты, просто чтобы получить бюджетную поддержку. Но что такое тогда "территории опережающего развития"? Есть вопросы и к источникам финансирования строительства инфраструктурных объектов для ТОР. Я увидел в программе, что в период до 2025 года планируется 83,2 процента необходимых средств привлечь из внебюджетных источников, то есть государство хочет переложить эти риски на других игроков, - сказал профессор Университета Инчхон Сон Вон Ен.

По его мнению, огромное количество созданных федеральных органов поддержки - тоже возможный тормоз в принятии решений, ведь "чем больше "интересантов", тем больше риск конфликта интересов". Наблюдательный совет свободного порта Владивосток, в состав которого входят 60 представителей местной власти, министерств, ведомств и институтов развития, - очень громоздкая, по его мнению, структура управления, и весьма проблематично собрать всех, когда возникнет такая необходимость.

Корейские предприниматели высоко оценивают "разворот на Восток", но, по их мнению, его результаты пока не столь высоки, как об этом рапортуют чиновники

Подача заявок на резидентство через сайт облегчает задачу, но не для иностранцев. Чен Джи Йон, представитель компании-резидента свободного порта из Южной Кореи, которая пришла с проектом внедрения электронных проездных в общественном транспорте Владивостока, рассказал, что столкнулся с языковой проблемой (заявку нужно заполнять на русском языке). Бизнесмен не нашел на сайте Корпорации развития Дальнего Востока инструкций (ни на русском, ни на английском) по заполнению заявки. Перевод потребовал времени, внесение замечаний - тоже. Выяснилось расхождение в правилах бухучета…

- Нашу первую заявку отклонили из-за ошибок в заполнении формы, представленный бизнес-план не во всем соответствовал российским стандартам, пришлось все переделывать. Я советую иностранным инвесторам воспользоваться услугами консалтинговой или аудиторской фирмы, чтобы не терять время. У нас почти три месяца ушло на все это. Думаю, надо разрешить прием заявок от иностранных инвесторов хотя бы на английском языке и разработать инструкцию, - заявил Чен Джи Йон.

Каковы перспективы развития экономических отношений у РФ и Японии

Корейским предпринимателям пока не хватает реальных примеров успешных иностранных инвестиций на Дальнем Востоке (шельфовые проекты не в счет). Они сетуют на отсутствие комфортных условий для проживания и слабую транспортную доступность регионов ДФО, что осложняет привлечение кадров для планируемых производств.

Что касается приоритетов для инвестиций, наших зарубежных соседей интересуют транспортно-логистическая инфраструктура, переработка рыбы, марикультура, агропроекты, судостроение и нефтехимия.

- Мы прекрасно понимаем, что развитие Дальнего Востока - дело, которое не завершить за два года, но которое способно обеспечить взаимовыгодные отношения наших территорий на 50-100 лет. Важно объединять усилия, - подвел итог дискуссиям Генконсул Республики Корея во Владивостоке Ли Сок Пэ.

Инвестиции ДФО Дальний Восток